Эпоха единоличного правления первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева завершена. Лидер нации ушел в отставку, запустив процесс постепенной реконфигурации верховной власти в стране. Переход полномочий президента к второму человеку в стране, председателю верхней палаты парламента Касым-Жомарту Токаеву, осуществлен в полном соответствии с конституцией. Дата новых выборов главы государства подтверждена — апрель 2020 года. Сохранение Назарбаевым значительных формальных полномочий и неформального влияния в верхушке казахстанской элиты вкупе с тотальной зачисткой оппозиции должны обеспечить преемственность курса во внутренней и внешней политике.
Последние тридцать лет Назарбаев находился в условиях, когда ему приходилось решать сразу несколько важнейших задач: удерживать власть и стабилизировать элиту, управлять социально-экономической модернизацией страны и при этом балансировать между несколькими внешнеполитическими центрами тяжести. Именно в логике этого треугольника объясняется большая часть его решений, успехов и неудач.
Западное влияние в сырьевом и финансовом секторах, без которого вряд ли удалось бы добиться столь высокого экономического роста в 2000-е, он уравновешивал интеграцией с Россией. Во внутренней политике сглаживал недовольство части элиты промосковской политикой такими явно воспринимающимися как антимосковские мерами, как латинизация и программа модернизации общественного сознания, активное нациестроительство на основе казахского компонента.
Обострение геополитической ситуации на постсоветском пространстве в последние десять лет поставило перед Назарбаевым новые вызовы. По итогам российско-грузинского конфликта 2008 года елбасы не признал независимость Южной Осетии и Абхазии, тем самым сохранив плотные дипломатические и экономические связи с Грузией, но при этом умудрился не рассориться с Россией. В 2014 году Казахстан демонстративно нейтрально отреагировал на присоединение Крыма к России, а в дальнейшем предпочел дистанцироваться от всех сторон конфликта на востоке Украины. Зато Назарбаев крайне удачно поучаствовал в дипломатической игре вокруг сирийского урегулирования, предложив Астану как переговорную площадку, устраивающую всех участников противостояния.
Несмотря на зримые успехи Казахстана в социально-экономическом развитии и качественный прорыв в диверсификации хозяйства, выстроить над мощным сырьевым фундаментом сколько-нибудь заметную обрабатывающую промышленность за годы независимости пока не удалось. Есть все основания полагать, что назрела перезагрузка самой парадигмы казахстанской экономической политики.
Казахстан не чужая для России страна. Это больше, чем сосед. Даже после массовой эмиграции в 1990-е годы русских и русскоязычных граждан сегодня без малого 3,6 млн человек, каждый пятый гражданин Казахстана, — русский. Большинство из них отлично вписаны в местную жизнь и социум, они патриоты своей страны, нередки смешанные браки, многонациональные коллективы на предприятиях и в компаниях. Многие русские знают казахский язык, нередко даже лучше многих молодых городских казахов.
Сильны и обширны личные связи между нашими странами: у многих россиян в Казахстане есть друзья или родственники, могилы ушедших близких. Самое многочисленное, почти сорокатысячное, иностранное студенческое землячество в России — из Казахстана.
Межнациональный и межконфессиональный мир является бесценным общественным капиталом соседней страны. Да, это не розовая идиллия и не абсолютная гармония, но редкое в нынешнем стремительно деглобализующемся мире доброе соседство разных этносов. Архитектором и гарантом его однозначно был и, хочется надеяться, останется Нурсултан Назарбаев.