Окопная война на Донбассе продолжает собирать кровавую жатву. Ежемесячно с обеих сторон гибнут несколько десятков человек, в том числе среди мирного населения: многие местные жители не желают уезжать в тыл и оставлять имущество. Ситуация на фронте после дебальцевской операции и вторых Минских соглашений, которым исполнилось четыре года, в стратегическом отношении замерла на одном уровне. Угрозы широкомасштабного наступления то и дело транслируют СМИ, но все заканчивается учащенными перестрелками. Фронт прогревается и вновь замирает, пока на передовую не подвезут новые необстрелянные части. Тогда мониторинговые миссии ОБСЕ зафиксируют очередные нарушения Минских соглашений, доклады — в стол, раненых — в тыл, мертвых — семьям.
Ничто не предвещает полноценную войну на Донбассе. Стороны усердно окапывались и пристреливали позиции все прошедшие годы. Для взлома эшелонированной обороны необходимо сконцентрировать внушительную группировку войск что с одной, что с другой стороны, обеспечить поддержку артиллерии и военно-воздушных сил. Несмотря на то что Киев и народные республики проделали огромную работу в выстраивании профессиональных современных военных структур, они натолкнулись на предел роста возможностей: со стороны Украины — финансовый и технический, со стороны ДНР и ЛНР — политический. Этот фактор и закрепил патовую ситуацию на фронте.
Ситуация со стороны ВСУ
За пять лет через все волны мобилизации прошло более двухсот тысяч украинцев, домой не вернулись около трех тысяч, ранения получили порядка десяти тысяч солдат. Сегодня же укомплектованность бригад ВСУ на фронте составляет менее 50%, признает известный киевский журналист Юрий Бутусов. Примечательно, что до 80% состава батальонов, прошедших подготовку под чутким руководством натовских инструкторов, после ротации на фронте, то есть через год после тренинга, увольняется. Как следствие, нет преемственности опыта и навыков. В целом за год покидают армию четыре тысячи офицеров. «С 2014 года Украина создала на линии соприкосновения группировку, которая превосходит по личному составу подразделения Народной милиции Донбасса в соотношении один к трем. Однако этого количества личного состава недостаточно для того, чтобы осуществить наступление по всей линии разграничения одновременно, поскольку по самым скромным нормативам для наступления такого типа нужно иметь превосходство как в живой силе, так и в технике, минимум в семь раз», — рассказал в интервью порталу «ПолитРоссия» заместитель председателя Межрегиональной общественной организации «Вече» Владимир Орлов.