Deutsche Bank и Commerzbank пытаются договориться о слиянии, которое уже встретило неприятие. Так, катарские акционеры Deutsche Bank (Paramount Services Holdings и Supreme Universal Holdings, контролируемые королевской семьей) боятся размытия своей доли. Против слияния выступают и профсоюзы, опасаясь, что объединение двух банков, скорее всего, приведет к большим сокращениям.
Deutsche Bank можно сравнить с нашим «Сбером» — это крупнейший по числу сотрудников и сумме активов (1,348 трлн евро) финансовый институт Германии и четвертый среди банков Европы (по данным на 2017 год). Как и Сбербанк, он имеет долгую историю, основан в 1870 году с одобрения короля Пруссии. DB — универсальный банк с тремя крупными подразделениями: корпоративного и инвестбанкинга; частного и коммерческого банкинга; управления активами.
Commerzbank заметно поменьше (462 млрд евро активов, четвертое место в хит-параде немецких банков), хотя основан он был в том же 1870-м. Крупнейший держатель акций (15%) — государство. Имеет два основных подразделения: по работе с физлицами и малым бизнесом и по работе с корпоративными клиентами, то есть, по сути, это тоже универсальный банк, но без инвестблока.
На объединение оба банка толкают проблемы, которые успели накопиться более чем за десять лет. Если слияние будет завершено, может получиться по-настоящему сильный национальный банк, который гораздо легче будет переносить экономические стрессы. По версии Bloomberg, Берлин хочет укрепить финансовый сектор и создать огромный банк для защиты экономики страны от оттока иностранного капитала. Однако не факт, что так и будет. Часть проблем Deutsche Bank и Commerzbank характерны для всей банковской сферы не только Германии, но и всей Европы, и сращиванием двух банков в один крупный они все равно не решатся. Некоторые даже говорят, что слияния не произойдет просто потому, что на него не хватит денег.
«Есть некоторые сомнения, что оно вообще состоится из-за нехватки средств на рекапитализацию банка, — говорит профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов. — Но даже если оно произойдет, при неизменной ситуации на финансовом рынке Европы и трудностях в США ситуация с доверием к новому банку, который по размеру активов может стать третьим в Европе, вряд ли скоро изменится. Оно и логично. Зарабатывать банкам сложно, а за DB тянется хвост историй с отмыванием денег и выдачей рискованных кредитов».
Стоит отметить, что покупкой Commerzbank также заинтересовался итальянский Unicredit (811,1 млрд евро активов). Вмешиваться в слияние итальянцы не планируют, но, если сделка сорвется, могут купить значительную долю Commerzbank. У Unicredit, кстати, перед DB есть довольно большое преимущество — рыночная капитализация 26,76 млрд евро против 15,5 млрд у DB, которому в последние годы фатально не везет.