Транзитный период, похоже, стартовал несколько раньше срока, который виделся власти. Система вибрирует в ожидании 2024 года, но не только. Глобально политическую турбулентность сегодня задают две неопределенности. Первая касается реакции власти на кризисы последних двух лет: социально-экономический (стагнация экономики и падение доходов населения) и кризис представительства (выраженный в падении рейтингов институтов власти и поражении провластных кандидатов на губернаторство в трех регионах страны). Речь не идет о появлении или развитии новых кризисных тенденций — в конце концов, экономического роста нет многие годы, а у власти до недавнего времени были непробиваемые аргументы: «крымская весна» и внешнее давление. Проблема в отсутствии концепта развития и массового недоверия к рецептам выхода из кризисов. Ни подборка национальных проектов, ни социальное послание президента 2019 года пока очевидным образом не отражаются на качестве жизни населения и темпах роста экономики. Притом что внешнеполитическая повестка окончательно уступила место вопросам внутреннего развития, нового образа будущего страны никто не предлагает. Наконец, по сигналам из администрации президента напрашивался вывод: электоральный кризис на осенних выборах воспринимается как сугубо политтехнологический, а значит, решать задачи следующего Единого дня голосования будут мерами техническими, то есть конструированием политической реальности, а не ее коррекцией. В итоге главной интригой сезона 2019 года в среде политологов становится вопрос, сколько еще регионов потеряет партия власти осенью. Не «если», а «сколько» и «в каком туре».
Другая неопределенность касается транзитного периода, что в целом неудивительно. Если бы не важное обстоятельство: подготовить институты власти к плавному входу в соревновательный период уже не вышло. Пенсионная реформа нанесла серьезный удар по авторитету всех ветвей власти, включая президентский уровень. Правительство поставлено перед необходимостью в короткие сроки показать свою эффективность в реализации амбициозных задач, поставленных Владимиром Путиным. Скидок на проблемную мировую конъюнктуру больше не будет. Но уже сейчас понятно, что изменить свою исключительно бухгалтерскую роль как главного перераспределителя бюджетных средств кабинет министров не в состоянии. Возможно, еще не время оценивать эффективность подготовки нацпроектов, однако ждать от них прорывных концептов, которые толкнули бы страну в развитии на поколения, не стоит — об этом говорят все участники рынка. Если (или когда) будут провалены поручения президента в этой части, правительство и либеральный контур бюрократии получат серьезный аппаратный удар. На фоне которого инициативы других игроков будут смотреться еще более выигрышно.