Для российского автомобильного рынка год начался с переменным успехом: в январе спрос вырос на 0,6%, февраль показал падение на 3,6%, в марте — снова небольшая прибавка, на 1,8%. В итоге за первые три месяца в России было продано 392 тыс. новых легковых автомобилей, на 0,3% меньше, чем годом ранее. О том, как мировые автопроизводители оценивают нынешнюю ситуацию на российском авторынке, рассказывает Андрей Акифьев, управляющий директор Nissan в России.
— Андрей Георгиевич, судя по отрицательным результатам продаж новых автомобилей, наш рынок стоит на пороге очередного драматичного падения?
— Я бы не стал называть это падением. Речь, скорее, идет о стабилизации достигнутого уровня. Если мы посмотрим на последний квартал, то увидим, что оценки, которые Ассоциация европейского бизнеса давала ранее, в прогнозе на 2019 год, в принципе, сбываются. Напомню, что АЕБ на текущий год предсказывала незначительный рост, на уровне чуть больше трех процентов. В первом квартале произошло небольшое сокращение — на 0,3 процента, но, по сути, это уровень прошлого года. По правде говоря, у нас были опасения, что падение могло бы быть еще больше. Как мы помним, в конце прошлого года был значительный всплеск спроса, вызванный ожиданием повышения НДС и курсовыми колебаниями рубля. Это было некое перетаскивание спроса со следующего года. Так что мы опасались, что в начале 2019-го продажи будет хуже, но этого не произошло. Что же касается марки Nissan, то здесь ситуация лучше, чем в среднем по рынку, мы по итогам квартала выросли на шесть процентов. Мы не расцениваем это как выдающееся достижение, просто заранее, понимая, что будут трудности, мы смогли создать программы поддержки спроса — кредитные программы с нулевыми ставками, программы лояльности и trade in, которые смогли дать нужный эффект.
— Какие положительные и отрицательные факторы сейчас влияют на рынок? Многие говорят, что в России сформировался значимый отложенный спрос, который, как сжатая пружина, постепенно распрямляется и толкает продажи вверх.
— Действительно, если считать, что машинами владеют в среднем до пяти лет и прошлый пик продаж приходился на 2012–2013 годы, люди, по идее, сейчас должны менять купленные в тот период автомобили. Но не стоит забывать, что на фактор отложенного спроса влияет и покупательская способность населения, поэтому не факт, что отложенный спрос может реализоваться в текущем году. К сожалению, покупательская способность сейчас лимитирована. В этой ситуации подтолкнуть спрос на автомобильном рынке помогают различные выгодные кредитные программы, которые позволяют покупателю посмотреть на свой автомобиль и принять решение его поменять. Ну и еще на это решение влияет обновление модельного ряда.