Торги акциями Uber стартовали 10 мая с 45 долларов за бумагу. Таким образом, Uber привлек примерно 8,1 млрд долларов, а инвесторы оценили сервис примерно в 82,4 млрд, хотя Uber надеялся на 120 млрд. (Но и 82 млрд долларов станут реальностью, только если банки-андеррайтеры в течение месяца после IPO решат выкупить причитающиеся им акции. Если нет, то реальная оценка окажется ниже — 75,5 млрд долларов.)
Причиной столь «дешевого» IPO можно считать то, что новый эмитент хронически убыточен. Агрессивная экспансия стоит дорого. Более того, Uber в своем проспекте прямо упомянул, что может вообще никогда не достичь прибыли.
Аналитики в мнениях расходятся: одни считают, что ничего страшного в убыточности компаний сектора хайтек нет, другие указывают, что выход на IPO компаний без адекватных и прибыльных бизнес-моделей привел к краху доткомов в 2000-х годах.
Демпинг не помог
Uber — американская компания с международным присутствием, которая разработала приложение по вызову такси. Из заработанных на перевозке денег обычно 75–80% идет водителю, а 20–25% забирает себе Uber в качестве оплаты сервиса. Компания была основана Трэвисом Калаником и Гарретом Кэмпом в 2009 году, тогда она называлась Ubercab и работала лишь в премиум-сегменте. Но затем бизнес распространился и на дешевые такси, стал расти взрывными темпами, и сейчас Uber действует более чем в 700 городах мира. Кроме такси Uber работает на рынке доставки еды, разрабатывает ПО для грузоперевозок и логистики и т. д. 60% выручки до сих пор приходится на США и Канаду.
Простота основного продукта Uber — мобильного приложения — позволила сделать сервис дешевым и создала основу для такого бурного роста. С другой стороны, захват местных рынков и фактически регулирование сервисом тарифов на перевозки не слишком понравились традиционным таксистам, что приводило и приводит к конфликтам в разных странах. Последняя забастовка состоялась прямо накануне размещения в США. К слову, основной метод конкурентной борьбы Uber — демпинг — как раз и обеспечивает хроническую убыточность компании, так как она фактически доплачивает водителям. Убытки не только по чистой прибыли, но и операционные: это означает, что сама бизнес-модель Uber пока не доказала свою состоятельность. И похоже на то, что и после IPO такая ситуация будет сохраняться. «Мы ожидаем, что наши операционные затраты значительно увеличатся в будущем и мы можем не достичь прибыльности», — отмечают в компании.