Премьер-министр Тереза Мэй подала в отставку. И, надо сказать, особого сожаления по этому поводу никто не испытывал. Ни ее избиратели, которым Мэй так и не дала обещанный брекзит. Ни Евросоюз, с которым она не хотела вести конструктивные переговоры. Ни, тем более, наша страна, которой «англичанка», по традиции, «гадила» — достаточно вспомнить и дело Скрипалей, и доклады по так называемому расследованию сбитого украинской стороной малайзийского «Боинга» над Донбассом, и сомнительные заявления о вмешательстве России в европейские выборы. В общем, заслужила.
Однако, к сожалению, отставка Терезы Мэй не решит тех проблем, которые сложились в ее каденцию. И прежде всего это касается истории с выходом Британии из ЕС. Радикализация Консервативной партии, ставшая следствием ошибок самого премьера, предопределяет имя ее сменщика — им с большой долей вероятности станет Борис Джонсон, эдакий «Трамп с Темзы». Некоторые называют его популистом, другие — циничным политиканом. Но при этом все сходятся в том, что Джонсон готов разорвать связи с Евросоюзом, продолжить конфликтовать с Москвой и дальше вести Великобританию в веселое, интересное, но все-таки темное будущее.
Не ушла по-еврейски
Терезу Мэй, по сути, отстранила от власти ее собственная партия. «По закону премьер-министр должен управлять большинством в палате общин. И стало ясно, что Мэй не управляет таким большинством», — отмечал британский депутат-консерватор Джейкоб Риз Могг. Трижды Тереза Мэй выставляла сделку по брекзиту на голосование парламента, и трижды это предложение отвергалось, причем значительным числом голосов ее собственной Консервативной партии. И неудивительно, ведь Мэй хотела уйти из Европы “по-еврейски” — то есть попрощаться, но не уходить. «Она никогда не была сторонницей брекзита и, по сути, вела процесс переговоров таким образом, чтобы максимально сохранить связи с Европой», — поясняет старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.
Но уйти по такой формуле не удалось: против нее выступили сторонники реального выхода из ЕС, противники (требующие проведения нового голосования), а также европейские страны. «Вы были внутри ЕС и хотели множества особых условий членства для Великобритании. Теперь вы хотите выйти, но при этом с множеством преимуществ — таких, которых даются тем, кто внутри. Так не пойдет. Либо вы член семьи, либо нет», — говорил премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель. И в мае партийная элита попросила Терезу Мэй покинуть пост лидера партии. А одновременно и должность главы правительства.