Уллие Сигг — создатель самой значительной коллекции современного китайского искусства. Он начал собирать его еще в конце прошлого века, будучи послом в Китае, Северной Корее и Монголии. Полторы тысячи произведений из этой коллекции он подарил «M+» — гонконгскому музею изобразительных искусств. Ныне он член совета директоров нескольких международных компаний, член консультативного совета Банка развития Китая, член Международного совета MoMA (Нью-Йорк) и Международного консультативного совета Tate Gallery (Лондон). А еще Уллие Сигг — патрон российской инновационной платформы Cube, созданной для расширения культурного диалога между российским и международным арт-сообществом.
— Что вы можете сказать о русском современном искусстве?
— Я бывал в России, но не считаю, что хорошо разбираюсь в русском искусстве. И думаю, что это может также указывать на определенную проблему современного искусства в России. Я интересуюсь искусством в целом. В частности, современным искусством и современным искусством быстроразвивающихся стран, таких как Россия. Но проблема в том, что мне очень трудно найти какую-то информацию о русском современном искусстве.
— Именно в России?
— Нет, поскольку я живу не в России. Я имею в виду, что в принципе трудно найти информацию о русском современном искусстве. И считаю это проблемой, потому что искренне интересуюсь российским современным искусством как искусством быстроразвивающейся страны. Рынок здесь до сих пор фрагментированный. Не только рынок искусства, но и вообще вся система управления искусством. И есть ощущение, что сейчас на рынке современного искусства в России недостаточно ресурсов. Когда я где-то путешествую, где-то оказываюсь, то всегда спрашиваю, где я могу посмотреть коллекцию, которая полностью отображала бы путь современного искусства в этой стране, будь то Китай или Россия. И когда я задавал этот вопрос в России, то ни разу не получил ответа на вопрос, где я мог бы увидеть полную коллекцию современного искусства. И, как я понял, здесь до сих пор нет институции или человека, который собрал бы такую коллекцию.
— Что должно произойти, чтобы русское современное искусство вышло на новый уровень? Это должны быть внешние факторы либо проблема в произведениях, которые создают художники?
— Думаю, это во многом зависит от того, какие ресурсы направляются на развитие искусства. И если у художников недостаточно ресурсов, то очень сложно развивать искусство, чтобы оно из текущей точки развития смогло достичь новой точки. Особенно когда мы говорим о возможности выхода российского искусства на международный уровень. Обычно мы оцениваем искусство относительно глобальных тенденций, которые видим во время аукционов или на крупных выставках. Такая глобальная среда искусства состоит из двух сотен основных художников, задающих тенденции, и их имена можно найти в каталогах аукционов или выставок, в том числе крупных международных. Это мейнстрим. И есть искусство, которое оценивается в несколько ином измерении. Это искусство, выставляемое на биеннале, его очень любят кураторы. Но оно не совсем подходит для соответствующих рынков. На выставках мы видим очень крупные инсталляции с применением новых технологий. Но они не являются на самом деле частью рынка искусства. И куда в этой ситуации стоит идти российским художникам? Должны они стараться стать частью этого глобального мейнстрима и пытаться войти в список лучших, наиболее известных художников на глобальном уровне? Или же им следует сосредоточиться на искусстве биеннале либо на кураторском искусстве, у которого нет настоящего рынка, но оно получает много внимания критиков, много комментариев?