Закрытие Института русского реалистического искусства (ИРРИ), одного из лучших частных музеев, лишний раз свидетельствует о специфике меценатской деятельности в России. Музей вместе с коллекцией вошел в перечень арестованного имущества по иску о взыскании убытков с Алексея Ананьева, одного из экс-владельцев Промсвязьбанка. Недавно ИРРИ праздновал пять лет со дня основания, по этому поводу Ананьев стал лауреатом престижной премии газеты The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». Его коллекция насчитывает шесть тысяч картин, в том числе дорогостоящие «Над снегами» и «В пути» Георгия Нисского, «Спортсменка, завязывающая ленту» Александра Дейнеки, «Три художника» Виктора Попкова, «Портрет Климента Ворошилова в кабинете» Исаака Бродского. Часть принадлежащих Алексею Ананьеву работ Гелия Коржева сейчас вместе с картинами художника из Третьяковской галереи и Русского музея принимают участие в выставке «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию», которая проходит в Ка-Фоскари параллельно с Венецианской биеннале.
Начав коллекционировать картины в 2002-м, Алексей Ананьев сконцентрировался на реалистической живописи, по преимуществу написанной в советский период, и успел себя зарекомендовать как незаурядный коллекционер, всегда лично принимающий решение о покупке той или иной картины. Созданный им музей «Институт русского реалистического искусства», находящийся несколько в стороне от туристических потоков, пусть и очень медленно, но последовательно приучал любителей изобразительного искусства к тому, что здесь они могут познакомиться с интересными выставочными проектами. Увы, или Алексей Ананьев слишком увлекся искусством и недостаточно уделял внимание финансовой деятельности, которая служила его основой, либо его истинное призвание как раз и заключалось в том, чтобы заниматься музейной деятельностью, а финансист из него вышел как раз никудышный. Ананьев отчасти повторил судьбу Бориса Минца, который незадолго до постигших его финансовых неурядиц создал частный Музей русского импрессионизма, который, в отличие от ИРРИ, по-прежнему действует и совсем недавно запустил очередной выставочный проект. И тот и другой случаи свидетельствуют о том, что меценатами в России становятся не за счет прибыли, а за счет убытков, только не своих, а чужих. Дальнейшая судьба ИРРИ очевидна: скорее всего, вся коллекция будет передана Третьяковской галерее и навсегда осядет в ее фондах.