Авторынок уходит в минус

24 июня 2019, 00:00

Продажи новых легковых автомобилей в мае рухнули на 17,9% по отношению к маю 2018 года, сообщило агентство «Автостат». Последний раз столь глубокое месячное падение фиксировалось лишь в августе 2016-го. Сама по себе столь внушительная цифра определяется в том числе календарным фактором: в нынешнем мае было на два рабочих дня меньше, чем год назад. Однако отрицательные темпы роста были зафиксированы по итогам четырех из прошедших с начала года пяти полных месяцев. В целом за январь–май продажи новых легковых автомобилей в стране составили 592,8 тыс., это на 4,1% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) спад еще более выражен: по данным «Автостата», за пять месяцев их продано 41,1 тыс. — на 7,7% меньше, чем годом ранее.

Альтернативный провайдер данных о месячных продажах машин, Ассоциация европейского бизнеса, приводит несколько иную статистику. По ее оценке, в январе–мае в России продано 677,6 тыс. новых легковых автомобилей (с учетом LCV), а общее падение продаж по итогам пяти месяцев составило 2,3%, в том числе 6,7% в мае.

Какими данными ни пользуйся, вывод один: после двух лет анемичного роста, толком не восстановившись после четырех последовательных лет сжатия (накопленным итогом падение продаж оказалось более чем двукратным: с 2,6 млн машин в 2012 году до 1,26 млн в 2016-м), в 2019 году автомобильный рынок въезжает в новый спад.

Ситуацию комментирует начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун: «Среди общих факторов, которые негативно влияют на рынок в 2019 году, нужно выделить следующие: рост цен на все товары и услуги, в том числе на автомобили, запчасти и сервис, вызванный повышением НДС; падение покупательной способности населения вследствие снижения реальных доходов и ужесточения бюджетно-налоговой политики; уменьшение численности экономически занятого населения; увеличение времени владения автомобилями.

По году мы ожидаем падения рынка на величину до пяти процентов в базовом сценарии. В негативном сценарии рассматриваем вариант снижения до десяти процентов и, соответственно, падения объема продаж до 1,47 миллиона машин (без учета LCV)».

Ранее эксперты PWC в базовом сценарии прогноза российского рынка ожидали спада продаж в 2019 году примерно на 2%. Похоже, эта оценка оказалась чересчур оптимистической.