В ближайшие дни вступают в силу масштабные поправки в 44-й федеральный закон о госзакупках. По-новому будет регулироваться огромный рынок: в прошлом году их объем по 44-ФЗ достиг 6,8 трлн рублей, а по 223-ФЗ, который регулирует закупки госкомпаний, а не только бюджетных организаций, — 14,7 трлн рублей. Впереди реализация нацпроектов в объеме порядка 26 трлн рублей, так что борьба вокруг госзаказа развернется нешуточная.
Непостоянство закона
Законодательство о контрактной системе называют «летучим» — настолько быстро оно меняется; а структура его крайне сложна: за пять лет в развитие закона 44-ФЗ приняли более 270 нормативных правовых актов.
Из новых поправок, наиболее существенным для малого и среднего предпринимательства(МСП), по мнению Екатерины Авдеевой, председателя комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России», стало увеличение объема закупок при коротком аукционе: заявки будут приниматься в течение семи дней на аукционах с начальной ценой 300 млн рублей, а на аукционах на строительство — до двух миллиардов рублей.
В сфере строительства вообще предусмотрено несколько важных сдвигов.
Александр Евсташенков, заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок, считает основным «бонусом» то, что заказчики строительных работ и капремонта, в частности, не смогут больше указывать в конкурсной документации подробные описания строительных материалов. По его словам, раньше заявки постоянно отклонялись по формальным основаниям из-за незначительных несоответствий: «До анекдота доходило, когда контракт миллиардный, а участника отклоняли потому, что он неправильно указал толщину гофры, в которую вкладываются провода: условно говоря, два миллиметра вместо двух с половиной».
Теперь заявка на участие в аукционе на строительные работы фактически должна содержать только согласие подрядчика (без описательных характеристик работ) выполнить контракт по определенной цене.
Раньше требования к описанию документов специально «затачивались» так, чтобы были основания отклонить заявки нежелательных поставщиков. В результате к конкурсу допускалась пара компаний, каждая из которых давала снижение цены на полпроцента — вот и весь результат «торгов». Почти каждая вторая стройка, по словам Александра Евсташенкова, заканчивалась минимальным снижением цены контракта; теперь же снижение будет доходить до 10–30% благодаря реальной конкуренции. «Бюджет сэкономит миллиарды рублей, ведь максимальный объем закупок по 44-ФЗ приходится на строительство, — говорит Евсташенков. — Однако вопрос исполнения контракта остается. Он, в принципе, связан с тем, насколько правильно принимать во внимание в первую очередь снижение цены. Но пока у нас аукцион является основным способом закупок». Отметим, что описанное нововведение не касается конкурсных процедур, где отбор идет не только по цене, но и по качественным характеристикам. Впрочем, в строительстве аукционов очень много — и, можно сказать, их становится все больше.