— Škoda — относительно новый бренд на российском рынке, компания пришла в Россию только в середине 2000-х, поначалу ее продажи не были значимыми. Сейчас же вы уверенно входите в первую десятку ведущих марок на российском автомобильном рынке. Каким образом вашей компании удалось достичь таких результатов?
— Да, марка Škoda в современном понимании пришла на российский рынок несколько позже многих конкурентов, но при этом исторически наша компания имеет богатую историю. Она началась еще в 1895 году, когда Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент в чешском городе Млада-Болеслав начали выпускать сначала велосипеды, потом мотоциклы, а позже перешли к производству автомобилей. Они сразу имели успех, и марка Laurin & Klement, вскоре вошедшая в состав индустриального гиганта Škoda, стала известным и признанным игроком на автомобильном рынке тех лет. После Второй мировой войны настали социалистические времена, компания Škoda стала частью плановой экономики. Компания до середины 1980-х выпускала в массовом порядке автомобили с задним приводом, в частности это была модель Škoda 120 L — неплохой автомобиль, но с явными недостатками по сегодняшним меркам. Так, у этой машины был маленький багажник, запасное колесо располагалось спереди, что, помимо неудобства его использования, негативно влияло на показатели безопасности. Тем не менее модель пользовалась популярностью. Но реальная история современного успеха Škoda начинается с модели под названием Favorit, которая появилась в 1988 году. У этой уже переднемоторной машины был передний привод, современный по тем временам дизайн, много передовых решений, в частности связанных с конструкцией мотора. Потом, в 1994 году, возникла модель Felicia, а во второй половине 1990-х, когда Škoda полностью вошла в концерн Volkswagen, появились другие новые модели. Прежде всего это была Octavia — машина, которая получила международное признание; по сути, она создала то, на чем мы построили нашу современную историю.
— Кажется, с модели Octavia началось завоевание и российского рынка?
— Да, на момент выхода второго поколения модели я работал в России и хорошо помню, как в 2004–2005 годах мы начинали добиваться расположения российских покупателей. Тогда марку Škoda толком никто не знал, мы начинали с объемов продаж пять тысяч автомобилей в год. С модели Octavia началось формирование имиджа марки Škoda в России. Это была, как мы говорим, честная машина — просторная и комфортная, с большим багажником и удобным доступом к нему благодаря типу кузова лифтбэк. Позже от модели Octavia оттолкнулась модель Rapid, далее пошел Kodiaq. Но все новые модели Škoda имеют в себе сильные черты Octavia.