Силовики пришли в «Рольф»

1 июля 2019, 00:00

Владелец компании «Рольф» Сергей Петров считает дело заказным, связанным либо с рейдерским захватом бизнеса, либо со своей политической карьерой 06-01.jpg ТАСС
Владелец компании «Рольф» Сергей Петров считает дело заказным, связанным либо с рейдерским захватом бизнеса, либо со своей политической карьерой
ТАСС

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против основателя крупнейшего в России автодилера «Рольф» Сергея Петрова и нескольких его топ-менеджеров. В пресс-службе компании заявили, что проверки касаются сделки от февраля 2014 года, в ходе которой компания Panabel Limited продала акции ЗАО «Рольф Эстейт» за 3,9 млрд рублей компании ООО «Рольф». Спустя три года «Рольф Эстейт» была присоединена к ООО «Рольф». Целью этих операций «было упрощение структуры холдинга для большей прозрачности деятельности ООО “Рольф”. Аудитором <…> была компания PWC, замечаний по аудированной отчетности не поступало», — говорится в официальном сообщении компании.

Обращает на себя внимание тот факт, что на момент обысков в офисах автодилера и возбуждения уголовного дела Сергей Петров находился за границей, в Вене. Теперь он говорит, что не собирается возвращаться на родину, считает дело заказным, связанным либо с рейдерским захватом бизнеса, либо со своей политической карьерой. Напомним, бизнесмен избирался в Госдуму пятого и шестого созывов от «Справедливой России». Но предпринимательская деятельность все-таки остается главной версией для интерпретации кризисных событий вокруг «Рольфа». Причем часть публики, настроенная либерально и оппозиционно, уже ставит дело Петрова в один ряд с делом основателя Baring Vostok Capital Partners Майкла Калви и клеймит силовиков за давление на русский бизнес. С другой стороны, обнародованная схема, к которой предположительно есть претензии у следователей, выглядит как классическая для ухода от налогов через кипрскую «прокладку».

Надо также отметить, что «Рольф» и ранее уличали в налоговых нарушениях. В частности, компания проигрывала налоговым органам серию споров, связанных с финансированием «дочек» материнскими структурами через займы. Так, в ходе серии проверок в 2012–2013 годах Федеральная налоговая служба выяснила, что пять компаний группы «Рольф» (ООО «Рольф Моторс» — «Тойота Центр Ясенево», ООО «Рольф Автопрайм», ООО «Рольф Лахта М», ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург» и ООО «Рольф-Нева») получали кредиты от других структур группы «Рольф». В частности, кредитором в ряде случаев выступало ООО «С. Петров», а также ООО «Рольф Химки».

ФНС России обнаружила, что «С. Петров», «Рольф Химки» и пять компаний-заемщиков имели одного собственника — кипрскую Panabel ltd. Последняя, в свою очередь, принадлежала другой кипрской структуре — Delance Ltd, которая на тот момент являлась материнской компанией всего холдинга «Рольф». Налоговые органы установили, что заемщики отражали выплаты процентов по кредитам до уплаты налогов как расходы и таким образом уменьшали налогооблагаемую базу. В результате суд обязал пять компаний автодилера доплатить налог на прибыль в размере 35,2 млн рублей, а также признал незаконным занижение налогооблагаемой базы на 94,6 млн рублей. «Рольф» оспаривал решения инспекций в судах с 2012 года, по двум делам разбирательство дошло до Высшего арбитражного суда РФ. Последнее решение о справедливости налоговых претензий к «Рольфу» было вынесено в апреле 2015 года.

Компания «Рольф» — один из пионеров российского автомобильного бизнеса. Она была создана Сергеем Петровым в августе 1991 года. Начинала с торговли японскими автомобилями Mitsubishi и в 1998-м стала эксклюзивным дистрибутором машин этой марки в России. С начала 2000-х в продаже у «Рольфа» появились также автомобили Ford, Audi, Hyundai. В последние годы «Рольф» успешно реализует автомобили премиального сегмента (BMW, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover и проч.).

Сейчас «Рольф» — самый крупный автомобильный дилер России. Компания имеет в своем дилерском портфеле 21 автомобильную марку, машины представлены 61 шоуруме в Москве и Санкт-Петербурге. По итогам прошлого года «Рольф» продал 96,6 тыс. новых автомобилей (на 15% больше, чем в 2017-м) и 64,3 тыс. с пробегом (прирост за год — 34%). В 2018 году выручка компании составила 229,6 млрд рублей (на 27,5% больше показателя 2017-го), чистая прибыль выросла до 6,2 млрд рублей (+65,9%).​