За последний месяц рубль сильно просел, потеряв более 5% против доллара. В этом году это самое сильное падение, которое многих напугало. Однако поднимать тревогу рано. Консенсус-прогнозы аналитиков говорят о том, что доллар к концу года будет находиться на уровне 65–67 рублей. Собственно, на момент написания этой статьи за доллар уже давали 66 рублей.
Причина в том, что долгое время державшаяся около отметки 63 за доллар национальная валюта перестала получать поддержку от сезонных факторов. Более того, давление внешнего фона становится сильнее, учитывая, что все больше индикаторов говорят о начинающейся мировой рецессии. Американо-китайский конфликт, судя по всему, в ближайшее время разрешен не будет, и это дополнительно давит на все развивающиеся рынки, а значит, и на нас.
Аналитики, однако, настроены вполне позитивно. По их мнению, сильной девальвации рубля пока ожидать не стоит, поскольку у Центробанка есть прекрасный рычаг, чтобы это предотвратить: он может просто прекратить валютные интервенции. Ситуация с ликвидностью в отечественной финансовой системе тоже внушает некоторый оптимизм.
Валюта высокого давления
Падение рубля последних недель не оказалось для специалистов неожиданностью. «Я с начала этого года ожидала, что курс в какой-то момент вернется в интервал 65–70 рублей за доллар, что, собственно, и произошло», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Помимо очевидных внешних факторов она связывает снижение курса с отсутствием роста в российской экономике: по итогам первого полугодия ВВП России вырос всего на 0,7% год к году. Среди внешних рисков г-жа Орлова называет риски замедления мировой экономики, в том числе экономики Китая (мы уже писали об этом, см. «Великий китайский тормозной путь», № 10 за 2019 год), что давит на сырьевые рынки, а значит, сказывается и на нас. Если ФРС снова снизит ставку, это может, конечно, подогреть интерес инвесторов к риску и заодно к нашим активам, но насколько сильно и как это скажется на рубле — вопрос без ответа.
Стоит, однако, отметить, что в начале года геополитика не особо мешала иностранным инвесторам, и именно интерес нерезидентов к риску оказался главной причиной «иммунитета» рубля к негативу в первом полугодии.
Данные ЦБ свидетельствуют, что на начало июля доля нерезидентов в ОФЗ достигла 30,8%, а в еврооблигациях и вовсе 42,2%, это уровни начала 2015 года. «Высокая доля нерезидентов в ОФЗ, конечно же, способствовала укреплению рубля, точнее, его более высокой стойкости к негативным внешним событиям и тем же санкциям», — говорит директор аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. Многое удачно совпало для нашей валюты: «Относительно низкий курс рубля на начало года, глобальный тренд на снижение ставок на долговом рынке, оптимизм на мировых фондовых площадках, восстановление цен на нефть, низкая внутренняя инфляция и стабильная относительно других стран emerging markets экономическая и политическая ситуация стали естественными факторами интереса к рублевым активам с традиционно большим объемом аллокации в долговые инструменты», — перечисляет причины Иван Манаенко.