В конце августа на Мосбирже был открыт миллионный индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), а число уникальных клиентов-физлиц превысило 2,7 млн человек. Это без преувеличения огромный рост: еще четыре года назад уникальных клиентов было всего миллион человек. Можно говорить, что на нашем фондовом рынке произошел настоящий прорыв: граждане наконец-то распробовали инвестиции. Одним из главных двигателей этой волны стал сервис «Тинькофф инвестиции». Он был запущен в октябре 2016 года — «Тинькофф» тогда предложил удаленное открытие брокерских счетов, а несколькими месяцами позже — мобильное приложение. Сами счета открывались в БКС. Успех был ошеломительным: уже в ноябре 2016-го БКС открыл 9000 новых счетов — рекорд для российских брокеров (месяцем ранее все брокеры вместе открыли 13 тыс. новых счетов). С июня 2018 года «Тинькофф инвестиции» перешел на самостоятельное брокерское обслуживание клиентов, и уже по итогам года «Тинькофф» оказался вторым среди брокеров Мосбиржи по числу зарегистрированных клиентов и четвертым по числу активных.
Вице-президент, директор по разработке новых продуктов «Тинькофф» Александр Емешев, курирующий брокерский бизнес «Тинькофф инвестиции», рассказал «Эксперту» о внутренней кухне: как все устроено в сервисе, что требуется от брокера сегодня, чтобы быть прибыльным, и о том, что не так с новыми попытками поделить инвесторов на категории.
— Какова ваши прогнозы по поводу притока людей на фондовый рынок? Продолжится ли этот бум в ближайшем будущем?
— С точки зрения открытия новых счетов на Мосбирже первый скачок произошел в 2016 году, когда стали появляться первые профильные мобильные приложения, второй — в прошлом году, когда мы получили лицензию и перешли на своего брокера, а Сбербанк начал отдельно продвигать «Сбербанк инвестиции». Вот эта волна до сих пор идет, она не иссякает, более того, в эту гонку включились другие крупные банки, и сейчас они вполне себе хорошо «летят» с точки зрения количества счетов. Этот тренд продолжится.
— Почему?
— Основной фундаментальный фактор — ставки по депозитам. Три года назад клиент открывал в банке вклад под четырнадцать процентов. Через год ставка уже составляла десять процентов, еще позже — семь процентов. Конечно, клиент расстраивается и начинает думать: а точно ли он должен пролонгировать депозит или есть альтернатива и нужно вложиться куда-то еще?
— Но ведь есть еще ограничитель — число людей, у которых в принципе есть свободные деньги для инвестиций. Нам до этой границы еще далеко?