Инвестиции — процесс добровольный. Частный бизнес сам принимает решение, вкладывать ли деньги в производство и расширение или пришло время изымать их из бизнеса, отдавая кредиты или платя дивиденды собственникам. На инвестиционную политику каждого конкретного предприятия влияет множество факторов — от состояния всей экономики и доступности кредита под этот проект до конъюнктуры локального рынка. Даже такие гиганты, как «Магнит» или X5, прежде чем открыть новый магазин, проводят исследование каждого микрорайона или поселка на предмет окупаемости проекта. Прагматика бизнес-подхода касается всех сфер — и розницы, и сферы услуг, и обрабатывающей промышленности, и добывающей.
Немаловажным фактором остается место размещения производства. Одно дело — сырьевой бизнес и совсем другое — обрабатывающая промышленность: здесь у потенциального инвестора намного больше выбора. Он может смотреть на близость рынков сбыта и экспортные возможности, доступность трудовых ресурсов и инфраструктуры, наличие льгот, кредита, готовых промышленных площадок и регуляторную политику. Неудивительно, что российские регионы включаются в гонку за инвестором, предлагая ему те или иные «пряники» и обещая снизить административную и налоговую нагрузку. В этом году лучшие условия для инвестора предложила Москва. Об этом свидетельствует «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России». Журнал «Эксперт» поговорил с бизнесом, выбравшим именно столицу с ее дорогим трудом и арендой, чтобы понять, что такое в современном понимании лучший инвестклимат в стране и что для этого было сделано в городе.
Всё посчитали
«Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России» — совместный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ) и четырех деловых объединений (Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, «Деловой России» и «Опоры России»). Рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики.
В своем рейтинге регионов АСИ руководствуется более чем 40 параметрами. В целом методика похожа на методологию Doing Business от Всемирного банка. Но есть и отличия. Например, АСИ выделяет четыре большие группы. Первая — «регуляторная среда», подразумевающая сроки регистрации предприятия, получения разрешения на строительство и подключение к коммунальной инфраструктуре. Вторая — «институты для бизнеса», включающая в себя региональное законодательство, количество надзорных процедур для бизнеса и случаев коррупции, а также информационную поддержку и наличие обратной связи с руководством региона. Третье направление — «инфраструктура и ресурсы»: дороги, связь, трудовые ресурсы, льготы и гарантии, которые дает регион бизнесу. Четвертое направление — «поддержка малого предпринимательства», оценивающее его количество в регионе и вовлеченность в местную экономику.
Нельзя сказать, что в столице абсолютно все безоблачно и беспроблемно: бизнес всегда находится в динамике и конкуренции. Но размер инвестиций, осуществляемых в Москве, говорит о том, что в городе проводится колоссальная работа над привлечением как российских, так и иностранных вложений.
Так, в 2016 году в национальном рейтинге Москва занимала лишь десятое место, в 2017-м — третье, в 2018-м — уже второе, в 2019-м — первое. Основной драйвер инвестиционной активности — масштабная программа развития города. И в целом она дает позитивный результат. По итогам первого полугодия 2019 года инвестиции в основные фонды в столице удалось нарастить на 19,5% по сравнению с прошлым годом. При этом нужно понимать, что в прошлом году вложения уже находились на историческом максимуме (см. график 1) и показывали качественное ускорение. По итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал в столице составил 2,43 трлн рублей (рост на 15,3%), а за восемь лет, с 2010-го по 2018-й, инвестиции в основной капитал в городе увеличились более чем вдвое. Это говорит о том, что Москва ведет целенаправленную, осознанную и долгосрочную политику привлечения прямых инвестиций.
Куда вложились
Сегодня правительство Москвы не только создает инвестиционный климат в городе, но и много вкладывает в строительство, благоустройство и т. д. Объем адресной инвестиционной программы Москвы на 2019–2021 годы — 1,6 трлн рублей, которые будут направлены на реализацию приоритетных проектов в транспорте, социальной сфере, развитии новых территорий и других направлениях. Сопоставимую сумму в год тратит «Газпром» на свои мегастройки, и это самый крупный инвестор в стране (см. «Рейтинг инвестиционной активности в России», стр. ???).
Кризис 2014 года больно ударил по экономике всей страны, и даже Москва почувствовала замедление инвестиций, однако город принял правильные решения и в ответ на неуверенность частного бизнеса увеличил траты (см. график 4). Говоря о тратах городского бюджета, надо признать: они колоссальны. Особенно много средств идет на развитие инфраструктуры — водоканал, метрополитен, строительство автомобильных и железных дорог. Эти вливания создают спрос на стройматериалы и рабочие места в городе, в том числе на высокооплачиваемые специальности — архитекторов, инженеров, менеджеров и т. д. Кроме того, новые дороги, вода, электроэнергия, офисные здания создают новые условия для работы бизнеса.
В то же время нельзя забывать, что на самом деле ресурсы Москвы определенным образом ограничены: здесь невозможно организовать добывающую промышленность, нет перспектив для экстенсивного сельского хозяйства, никто не будет строить металлургическое производство или атомную электростанцию, какие бы льготы ни давало правительство и как бы хорошо ни была организована регуляторная среда. Тем не менее сегодня московский регион — один из крупнейших промышленных центров России, производящий около 15% общероссийской продукции обрабатывающих отраслей. Обрабатывающая промышленность занимает важное место в экономике Москвы, обеспечивая 13% ВРП столицы.
Регуляторная среда
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает регуляторную политику наряду с монетарной и бюджетной в качестве одного из основных драйверов экономического роста, способного при эффективной настройке дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности, существенный приток иностранных инвестиций. Поэтому регуляторную среду пытаются упростить все ведущие мировые экономики. Страны ОЭСР в течение последних десятилетий прошли постепенную эволюцию от идеи «меньше регулирования» (less regulation) к более комплексному «качественному регулированию» (better regulation) и, наконец, к «умному регулированию» (smart regulation), подразумевающему комплексный подход к законам для бизнеса и его вовлечение в процесс нормотворчества.
Однако в России свое представление о регуляторной среде. «Действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений является одним из ключевых препятствий для социально-экономического развития в Российской Федерации, — говорится в докладе ВШЭ. — как и восемь лет назад, в момент внедрения ОРВ (оценка регулирующего воздействия. — “Эксперт”), она характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами, отсутствием эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правового регулирования, а также нехваткой системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничивать рост регуляторной нагрузки, но и сокращать ее значимым образом». Есть в России и проблема с системной оценкой эффективности самого регулирования.
Нельзя сказать, что в России не предпринимаются попытки следовать мировым трендам и улучшить законодательную среду. Например, летняя инициатива премьер-министра Дмитрия Медведева о проведении «регуляторной гильотины», подразумевающая снижение административной и надзорной нагрузки на бизнес. Однако многое зависит и от региона.
В 2018 году Минэкономразвития особо отметило качество и эффективность проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов в Москве. «Одна из ключевых задач московского правительства в части создания благоприятной инвестиционной среды — снижение бюрократических барьеров, совершенствование законодательной базы. В 2018 году была проведена оценка регулирующего воздействия 13 нормативных правовых актов. В публичных консультациях приняли участие более полутора тысяч бизнесменов, представители общественных объединений, ассоциации и организации, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве. По результатам оценки подготовлено 58 рекомендаций о внесении изменений в нормативные правовые акты», — отмечает заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.
В городе действует целенаправленная политика улучшения регуляторной среды. В частности, активно внедряется электронный документооборот, упрощаются процедуры регистрации предприятия, сокращаются сроки оформления. Документы можно подать через МФЦ, то есть службу одного окна, офисы которой находятся по всему городу. На электронный документооборот переведены и коммунальщики, что заметно упрощает процедуру подключения к газовым и электрическим сетям, системам тепло- и водоснабжения. Заметно упрощены процедуры получения разрешения на строительство и ввода объектов строительства в эксплуатацию. Цифровизирован процесс получения лицензий.
«Регуляторная среда в городе достаточно комфортная. Это связано как со спецификой нашего бизнеса, так и с усилиями, предпринимаемыми городскими властями в этом направлении в последнее время. Специфика нашего производства требует от нас постоянного соответствия самым высоким международным стандартам. Особенно это касается качества выпускаемой продукции. При этом работа по инвентаризации и пересмотру количества регулирующих нормативно-правовых актов полезна и должна продолжаться», — рассказали «Эксперту» в компании «Альфа Автоматив Техноложиз» (ААТ, поставщик кузовной штамповки на автозавод «Рено»).
Институты для бизнеса
Город делает много с точки зрения создания инвестиционной среды. «Росту инвестиционной привлекательности столицы способствуют различные меры поддержки, которые предлагает правительство Москвы инвесторам. Так, в 2016 году был перезапущен механизм поддержки действующих эффективных предприятий, технопарков и новых проектов в реальном секторе экономики: 48 промкомплексов, 36 технопарков, десять якорных резидентов, девять инвестиционных приоритетных проектов, один производитель автотранспортных средств. Объем инвестиций, осуществленных промкомплексами, технопарками и якорными резидентами за последние пять лет, составил 91 миллиард рублей», — говорит руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
Вот пример. Завод «Экопласт», находящийся под управлением корпорации «Экополис» и занимающийся переработкой электронных отходов, находится в ОЭЗ «Технополис Москва» — специализированной территории развития промышленной и технико-внедренческой деятельности столицы. Это дает право на ряд льгот — в частности, на общее снижение налоговой нагрузки, в том числе региональной части налога на прибыль.
«Москва — самый крупный в России генератор электронного мусора, являющегося сырьем для предприятий корпорации “Экополис”. По экспертным оценкам, в городе ежегодно накапливается порядка 130 тысяч тонн отходов электронного оборудования. Фактически в пределах Москвы значительно больше нашего сырья, чем на территории такой же площади в любом другом регионе. За счет этого существенно сокращается логистическое плечо, снижаются затраты на сбор и транспортировку электронных отходов», — рассказала «Эксперту» Александра Шадюк, первый заместитель генерального директора корпорация «Экополис».
Для сбора отходов важно сформировать и развить инфраструктуру и экологическую ответственность у предприятий и жителей города. «В этом вопросе нам поможет поддержка со стороны органов власти Москвы. Впоследствии этот опыт может быть распространен и на другие регионы. Кроме того, Москва — центр сосредоточения бизнес-структур и бюджетных учреждений, ориентированных на политику экологической ответственности. Это еще один фактор, который позволит при должной государственной поддержке развить систему цивилизованной экологичной утилизации и тиражировать ее в другие регионы», — говорит Александра Шадюк.
Еще один пример: динамично развивающаяся компания «Профотек» инвестировала за последние восемь лет более миллиарда рублей в разработку цифровых измерителей напряжения. Ее директор Олег Рудаков так описывает выбор ОЭЗ в качестве места для размещения производства: «Статус резидента ОЭЗ “Технополис Москва", полученный в марте 2018 года, открыл нам доступ к различным льготам. Сейчас для нас актуально социальное страхование, в перспективе — сниженный налог на прибыль и таможенные льготы. Есть возможность получить льготное кредитование, но пока мы только начали вести диалог на эту тему. Здесь не все так просто, но, возможно, это специфика именно нашего бизнеса, банки смущает убыток прошлых лет, накопленный из-за больших затрат на разработку и пилотирование проектов. Видимо, они привыкли работать не со стартапами, а с национальными лидерами. Шанс получения льготных кредитов и субсидий формально есть, а как дела обстоят на практике, скоро проверим».
Помимо раздачи льгот в различных формах и резервациях для бизнеса, город пытается быть соинвестором для предприятий. Здесь очень активно развивается такая форма, как государственно-частное партнерство. Это концессионные соглашения, программы льготной аренды с инвестиционными обязательствами, контракты жизненного цикла, офсетные контракты (долгосрочные контракты на поставку товаров с инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по созданию или модернизации производства) и т. д.
«Государственно-частное партнерство — это схема реализации инвестиционных проектов, преимущественно в области инфраструктуры, на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства, — пояснил Леонид Кострома, директор Городского агентства управления инвестициями (занимается сопровождением инвестпроектов в Москве). — Для реализации масштабных ГЧП-проектов инвестор должен обладать компетенциями одновременно как в привлечении финансирования, так и в создании, реконструкции и эксплуатации объектов. Объем столичных ГЧП-контрактов, заключенных в период с 2013-го по август 2019 года, уже превысил 875 млрд рублей».
В 2013–2014 годах ААТ была оказана поддержка в виде субсидирования части затрат на лизинг оборудования. Это заметно облегчило инвестиционную нагрузку и позволило создать задел для новых инвестиций. «Начиная с 2018 наша компания активно реализует проект строительства нового завода по производству автокомпонентов в Москве. Учитывая предполагаемый размер инвестиций, количество создаваемых рабочих мест и потенциальных налоговых отчислений, проекту был присвоен статус масштабного инвестиционного проекта города Москвы, в рамках которого компании был предоставлен земельный участок для строительства. Впоследствии между нами и правительством Москвы был заключен специальный инвестконтракт, что позволило воспользоваться льготами по арендной плате, налогу на прибыль и имущество. Конечно, мы, в свою очередь, принимаем на себя значительные обязательства перед городом, но положительный эффект очевиден. Мы быстрее сможем отдать кредиты, которые привлекли на строительство. Это достаточно сильная мера поддержки и некая гарантия, что возврат инвестиций состоится в намеченные сроки, несмотря на волатильность рынка», — говорят в ААТ.
Помимо этого в городе проделана большая работа по формированию информационной поддержки бизнеса и налаживанию обратной связи: сейчас работает несколько онлайн-ресурсов по поддержке предпринимательства с функцией единого окна для работы с госорганами.
«Применение мер поддержки невозможно без организации правильного взаимодействия между инвестором и администрацией региона, — говорят в ААТ. — Исходя из нашего собственного опыта взаимодействия можем сказать: в Москве создана достаточно эффективная команда, работающая с промышленными предприятиями. Для нас “окном” является департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы. Налаженное рабочее взаимодействие для нас важно, поскольку, как правило, на стадии инвестиций возникает очень много вопросов относительно оснований для предоставления мер поддержки, необходимых документов, порядка их оформления, отчетности и тому подобного. Все они требуют детальной проработки. В итоге появляется понимание, на какую поддержку и при каких условиях ты можешь рассчитывать».
Инфраструктура и ресурсы
Для бизнеса Москва сама по себе является крупным рынком с совокупным спросом со стороны населения в размере более 10 трлн рублей. Кроме того, здесь сконцентрировано больше всего квалифицированных трудовых ресурсов в стране. В столице можно найти любого специалиста.
Компанию «Баскин Роббинс», производителя мороженого, промышленная площадка которого находится в Москве, привлекает несколько факторов. Во-первых, высокий спрос на продукцию в московском регионе, как в формате розничных продаж, так и в сети кафе. Во-вторых, те самые кадры, преимущественно выпускники московских пищевых институтов, обладающие знаниями инновационных производственных технологий. В-третьих, удобное место локации: логистическая служба, выполняющая доставку в 120 городов России и стран ближнего зарубежья при гарантированном соблюдении температурных режимов транспортировки, позволяет сохранять премиальное качество мороженого в неизменном виде.
Другое промышленное предприятие — «Профотек» — при выборе локации для своего производства ориентировался на развитую инфраструктуру, транспортную логистику, доступность и разнообразие кадровых ресурсов, высокую степень готовности площадки для развертывания цехов, льготную ставку аренды. «Огромное значение имеет близость к центру принятия решений у конечных заказчиков и к институтам развития инноваций — “Роснано” и “Сколково”», — говорит Олег Рудаков.
Транспортная, коммуникационная, производственная инфраструктура не возникли за один день. В этом направлении город ведет очень большую работу уже не первый год. Например, с 2012 года действует программа, упрощающая выстраивание коммуникационной инфраструктуры. Она обеспечивает доступ связистов к помещениям государственных учреждений для прокладки кабелей и т. д. В итоге с 2012 года по настоящее время около десяти тысяч новых базовых станций компаний сотовой связи размещены на примерно пяти тысячах объектов государственной собственности города Москвы, финансовые затраты операторов на строительство базовых станций в среднем снизились на 45%, а срок строительства ускорился на 15%.
Решается и проблема с кредитованием, говорит Александр Прохоров: «Сегодня московские предприятия промышленности и науки могут получить льготные займы до ста миллионов рублей на благоустройство. Такую возможность стал предоставлять Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства. На данный момент многие организации промышленности и науки заявили о своем желании принять участие в работах по благоустройству прилегающих к ним территорий. Инвестиционные займы станут эффективной мерой поддержки для таких предприятий. Льготная ставка составит два процента годовых, сумма — от пяти до ста миллионов рублей. При этом объем заемных средств не должен превышать 70 процентов всех затрат на проект».
Целенаправленная политика Москвы по улучшению инвестиционного климата дает свои результаты. Объем экономики Москвы составляет 15,7 трлн рублей — по этому показателю Москва занимает третье место среди городов Европы и входит в двадцатку крупнейших потребительских рынков в мире. На фоне столь высокой базы создать настоящий инвестиционный бум — задача не из легких.
Во многом нынешний рост инвестиций — это и финансовая поддержка, например субсидии, льготные займы, налоговые льготы и преференции, это и помощь в оформлении градостроительной документации и получении земли для строительства промышленных объектов. При этом город ставит на развитие именно капиталоемких обрабатывающих производств. В Москве множество подобных предприятий. Крупных и средних — 7000, они дают работу более 700 тыс. человек.