В логистическом центре компании «Агроном-сад», запущенном на прошлой неделе в поселке Лебедянь Липецкой области и оснащенном оборудованием немецкой компании Plattenhardt, яблоки могут храниться до девяти месяцев без потери качества. При этом в соответствии с принципами экологичности всех этапов производства в камерах установлено аммиачное холодильное оборудование, более сложное и дорогое в эксплуатации, зато не разрушающее озоновый слой, как фреон. После этапа хранения для плодов наступает так называемый яблочный спа, когда каждое яблоко проходит мойку, автоматическое взвешивание, фотографирование с 70 ракурсов с перехлестом в 150%, чтобы определить его цвет, калибр, наличие внутренних и внешних дефектов. Если есть дефекты, то яблоко удаляется с линии, переводится в индустриальное. Отсортированные плоды идут на упаковочные столы, где их вручную аккуратно помещают в потребительскую упаковку.
«К яблоку мы относимся как к живому существу, как к ребенку: выращиваем, кормим, следим, чтобы оно не заболело. А потом собираем вручную и аккуратно перевозим в хранилище», — говорит директор фруктохранилища Алексей Волочай. Он уверен, что по уровню оснащения их проект не имеет равных в Центральной России. Немного найдется в стране и сопоставимых хранилищ по площади — 108 тыс. квадратных метров — и по объему хранения: запущенная первая очередь комплекса рассчитана на 10 тыс. тонн плодов, а через пять лет вместимость холодильных камер увеличится до 50 тыс. тонн. Весь проект стоимостью 1,6 млрд рублей является частью стратегии «Агроном-сада», цель которой — войти в первую тройку производителей товарного яблока в России и стать одним из самых современных яблочных хозяйств не только в стране, но и в Европе.
Кому хранилище по карману
Еще в 2012 году «Агороном-сад» был убыточным, близким к банкротству хозяйством. Ситуацию спасли частные инвесторы, вдохнувшие жизнь в замирающий бизнес. Основным акционером стала Ольга Белявцева — совладелец компании «Прогресс» с ее известным брендом детского питания — «Фрутоняня». И сегодня «Агроном-сад» уже входит в десятку крупнейших производителей товарного яблока. Площадь его садов составляет две тысячи гектаров, из которых более 600 — высокоинтенсивные. Объем производства достигает 30 тыс. тонн товарного яблока в год, а ассортиментная матрица насчитывает более 60 сортов, среди которых есть как традиционные российские, так и зарубежные, полюбившиеся покупателю за годы стабильного присутствия импорта на прилавках.
Руководство «Агроном-сада» было озабочено вопросом гарантированного попадания яблока на прилавок и в 2018 году начало строить современное высокотехнологичное фруктохранилище. «Только половина производителей фруктов, которые в настоящее время строят или планируют собственные хранилища, сразу ориентированы и на предпродажную подготовку фруктов, включающую их мойку, сортировку, калибровку и упаковку, — считает генеральный директор ООО “Агроном-сад” Андрей Ковалев. — Но в работе с крупными розничными сетями ключевым фактором успеха становится товарное предложение яблока, упаковочное решение и брендирование продукта».
Такой подход к яблочному бизнесу в России пока редкость, хотя отрасль интенсивно развивается, в том числе благодаря мерам государственной поддержки при закладке новых садов. Если несколько лет назад яблок в стране производилось очень мало — около 600 тыс. тонн в год, то по итогам 2018 года эта цифра практически удвоилась — 1,1 млн тонн, прогноз текущего года — 1,3 млн тонн. При этом структура полученного урожая тоже существенно изменилась. «Если раньше большая часть плодов относилась к техническому яблоку, поступающему в переработку, то теперь из миллиона тонн около 750 тысяч — это качественные товарные яблоки, те, что в свежем виде поступают на прилавки магазинов», — говорит президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. Однако возникла другая проблема, которая стала тормозить отечественное садоводство: где хранить эти яблоки? Молодые интенсивные сады вступают в активное плодоношение, нужны большие площади для хранения, а значит, садоводам нужны средства на строительство хранилищ. «Практика показывает, что только у крупных компаний, имеющих сильных инвесторов, есть доступ к кредитным линиям, — отмечает Игорь Муханин, — а сотни хозяйств такой возможности лишены».
На всю страну вместимость хранилищ составляет около 600 тыс. тонн, причем учитываются и старые, советские. «Из существующих хранилищ только площади на 200 тысяч тонн можно принять как современные, а остальные надо модернизировать, но и сверх того следует нарастить мощность хранения порядка 600 тысяч тонн, — отмечает президент Плодоовощного союза Анатолий Куценко. — То есть нам надо хранилищ на миллион двести тысяч тонн, причем таких, чтобы соответствовали важному критерию хранения — круглый год не теряли вкусовые качества закладываемого фонда». Динамика ввода плодохранилищ в стране невысокая, потому что они наиболее капиталоемкие в реализации садоводческих проектов. К примеру, закладка сада на 500 га стоит 750 млн рублей, а плодохранилище для хранения его урожая обойдется в 1,5–1,6 млрд рублей. Главная проблема садовых хозяйств заключается в том, что при позитивной динамике закладки садов отдача от них снижается из-за некачественного хранения. При этом действующая государственная мера поддержки возмещения 20% на строительство хранилищ оказывается недостаточной. «У многих хозяйств не хватает залоговой массы для привлечения льготных кредитов», — говорит Анатолий Куценко, по мнению которого, необходимо углубить меры стимулирования садоводов за счет льготного кредитования объединенных в кооперативы садовых хозяйств.
Как отбиться от импорта
Из-за дефицита фруктохранилищ российские производители яблок, научившиеся за последние годы выращивать интенсивные сады и получать хорошие урожаи, все равно проигрывают в неравной схватке с импортом. Летом этого года члены Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края и союза «Садоводы Кубани» даже написали письмо вице-премьеру Алексею Гордееву, в котором попросили ограничить ввоз импортных фруктов в сезон сбора урожая. Впрочем, по оценке исследовательской компании «Технологии роста», в 2018 году, когда импорт яблок в РФ превысил 845 тыс. тонн, его пик пришелся на март–май, то есть на тот период, против которого отечественные садоводы не возражают. Прогнозные оценки импорта в 2019 году ниже примерно на 15%, а это значит, что отечественные производители медленно, но верно вытесняют гостей со своего рынка. «Даже если взять десять тысяч тонн хранения урожая этого года в новом хранилище “Агроном-сада”, то это будет около полутора процентов от прогнозного импорта, а через пять–семь лет хранилище на 50 тонн сможет заменить семь процентов текущего импорта», — подсчитывает Тамара Решетникова, директор компании «Технологии роста». По мнению Владимира Шафоростова, партнера практики АПК компании «НЭО Центр», «в перспективе пяти лет импорт начнет падать на 20–30 тысяч тонн в год начиная с этого года».
В «Агроном-саде» ищут такие пути борьбы за рынок, которые не зависят от временных запретительных мер. «Проблему давления импорта мы будем решать путем сокращения сортовой матрицы: с текущих 60 сортов сфокусируем свое внимание на выращивании 14−17 сортов и максимальном выпуске яблок первого сорта, которые можно предлагать на рынок по более высокой цене, — говорит главный агроном и директор по производству Алексей Соломахин. — Мы также намерены предлагать российскому потребителю “северные” сорта, что поможет ослабить соперничество с южными соседями за внимание покупателя».
Яблоки на экспорт — не фантастика
Для того чтобы через пять-семь лет стать одной из крупнейших компаний российского и европейского яблочного рынка, «Агроном-сад» активно налаживает дистрибуцию: работает над расширением упаковочных решений, помимо федеральных и местных розничных сетей развивает контакты с сегментом HoReCa и онлайн-платформами. Для повышения квалификации работников сада привлекаются международные эксперты, а для восполнения кадрового дефицита компания развивает Академию агрономов, поддерживает выпускников профильных вузов, самые лучшие из которых остаются в хозяйстве. При содействии иностранных специалистов введен строгий фитологический контроль за качеством каждого поступающего в хозяйство саженца, что позволяет экономить на средствах защиты и удобрениях. Долгосрочная задача компании — выход на урожайность 60−70 тонн с гектара, что пока фантастика для российских садоводов, собирающих максимум 40–50 тонн. Всего в развитие компании будет вложено шесть миллиардов рублей за пять лет.
Не исключено, что «Агроном-сад» станет и экспортером яблок. Хотя официальных заявлений на этот счет не было, по словам Анатолия Куценко, он обсуждал этот вопрос с директором «Агроном-сада», и вообще, об экспорте в настоящее время задумались многие садоводческие компании. Экспортные перспективы российского яблока напрямую связаны с наличием хранилищ у производителей. Например, это может быть актуально для краснодарского холдинга «Сад-Гигант», который уже имеет плодохранилище на 54 тыс. тонн и планирует строить стотысячник, или Агрофирмы имени 15 лет Октября в Липецкой области — соседа «Агроном-сада». «На данный момент у нас есть хранение на 25 тысяч тонн, строим еще на 7,5 тысячи тонн, идем с опережением к существующему урожаю, — говорит генеральный директор Агрофирмы имени 15 лет Октября Дмитрий Еремеев. По словам Тамары Решетниковой, заявлено много планов строительства хранилищ с технологией длительного хранения в регулируемой атмосфере, они в основном принадлежат новым крупным проектам интенсивных садов в ЮФО, СКФО и ЦФО. «Пока государство не отказывается от программ по возмещению 20 процентов CAPEX на плодохранилища и льготным инвесткредитам, поэтому вероятность массового запуска новых плодохранилищ с регулируемой газовой средой в ближайшие четыре года весьма высока», — полагает она.