Петр Скоробогатый заместитель главного редактора, редактор отдела политики «Монокль» 16 сентября 2019, 00:00
Левый популизм может стать ответом на деполитизацию российских выборов, отсутствие органической связи с избирателями и потерю контроля над процессом транзита
ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Борис Кагарлицкий, левый социолог и публицист
Читайте Monocle.ru в
Борис Кагарлицкий вернулся в политику. Известный левый социолог и публицист баллотировался в Московскую городскую думу (МГД) по 42-му округу по спискам «Справедливой России». Неудачно. «Мы проиграли попытку мобилизовать новый прогрессивный электорат. Наши избиратели на выборы не пришли. Ни рабочий класс, ни средний класс не явились к избирательным урнам. Новое электоральное большинство сформировал удивительный блок пенсионеров и хипстеров, который на идеологическом уровне можно определить как союз сталинистов и либертарианцев, а на политическом — как бизнес-альянс КПРФ и ФБК», — подвел итог выборов кандидат.
— Борис Юльевич, последний раз мы с вами разговаривали после Единого дня голосования в 2018-м. Вы были воодушевлены и говорили о поддержке, которую встречаете в поездках по стране. Решение баллотироваться в МГД — это попытка консолидировать свой электорат?
— Действительно, в прошлом году мы увидели, что в стране наступает какое-то отрезвление, причем даже не к пропаганде, а к тем политикам, с которыми мы живем последние годы. Это не значит, что люди заняли какую-то позицию. Это значит, что люди начали более трезво смотреть на окружающую действительность. И главная проблема в том, что сознание прояснилось, а вот алгоритм действий не сформировался.
У нас возникло представление, что люди захотят выразить протест у избирательных урн. Но беда в том, что в Кремле тоже прекрасно поняли, откуда исходит угроза. Первая реакция власти была официальную оппозицию задавить. Мне казалось, что власть колеблется от авторитарного варианта к манипулятивному по отношению к разным оппозиционным силам. Только сейчас, после выборов, я понял, что это было не колебание. Они просто идут противолодочным зигзагом.
— Это как?
— Когда подводная лодка стреляет по надводному кораблю, он идет зигзагом. Не дает лечь на курс атаки. Мое ощущение, что власть воспринимает жителей страны как подводную лодку.
— Хаотично выбирая разные сценарии внутренней политики?
—Да, рандомно их меняя. Может быть, я за них додумал логику и она стихийно сложилась. Но они маневрируют, и это дезориентирует общество, население и приводит к тому, что оппозиция не складывается в политически дееспособную силу. Власть некоторые ситуации может проигрывать, но эти локальные тактические поражения менее значимы, чем та общая дезорганизация политического процесса.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.