То, что растет и «несмотря», и «благодаря»

16 сентября 2019, 00:00

Коллаж: Тамара Ларина

Представьте себе, что вы СЕО некоего АО. И вы приходите и говорите акционерам: «У меня есть план, как обеспечить рост компании. Для этого потребуются большие инвестиции. Я прошу вас аккумулировать средства, сократив на время личное потребление и отказавшись от других проектов. Я гарантирую вам, что у нас будет прорыв». Акционеры собирают средства, а вы через год приходите и обескураживаете: «Нам помешали внешние условия. Я предлагаю пересмотреть прогнозы». То есть вы не объясняете, почему вы не сделали инвестиций, и не предлагаете как-то распорядиться аккумулированными средствами. А просто бросаете элегантно в воздух: «Надо пересмотреть прогнозы». Честно сказать, в большинстве АО к такому СЕО были бы вопросы.

Впрочем, страна — это не акционерное общество. А в России представители исполнительной власти уже давно и часто делают вид, что их функция аналитическая, а не управленческая. Хотя раньше такие привычки были в основном у одного министерства — Минэкономразвития, и сформировались они задолго до прихода нынешнего министра. Но сейчас стопор с нацпроектами заставил и более высокие инстанции стремиться к позиции наблюдателя. Выглядит это очень странно. Да и ключевой тезис — «нам мешает внешняя конъюнктура» — фактически неправильный. Внешняя конъюнктура нам пока только помогает. Об этом свидетельствует главный материал этого номера.

Этот главный материал — второй рейтинг инвестиционной активности российских компаний. Его задача — показать 200 компаний, которые по итогам 2018 года стали крупнейшими инвесторами страны.

Мы ясно видим: несмотря на то что государство очень тормозит с инвестициями, крупный частный бизнес вкладывается активно. И основной тренд этих вложений — вложения в мощности по первичной переработке сырья с целью дальнейшего экспорта продукции этих переделов. Такие инвестиции в первичный, а иногда и в более глубокий передел мы видим практически по всем сырьевым отраслям — угольной промышленности, газовой и нефтехимии, металлургии, удобрениям и т. д. За пять лет инвестиции в этот сектор почти удвоились. Секрет здесь прост: относительно низкий курс рубля делает экспорт несложных товаров из России выгодным. К тому же частный бизнес не может долго придерживать деньги и, видя перспективу, начинает их вкладывать.

Даже в инфраструктуре, вокруг которой столько споров в рамках нацпроектов, видны инвестиционно привлекательные направления. Самый выраженный тренд — транспорт. Метрополитен, железные дороги, строительство портов и аэропортов. В последнем секторе особенно активны частные инвестиции. Активны они и в набирающем темпы строительстве платных автомагистралей. То есть, следуя чисто рыночной логике (в России очевиден дефицит транспорта), транспортная инфраструктура оказалась вторым после перерабатывающей промышленности драйвером инвестиционной активности в последние годы.

К сожалению, сектора, нацеленные на внутренний конечный спрос, по данным нашего рейтинга, стагнируют. Обрабатывающей промышленности не хватает стимулов для модернизации производств. Капитальные вложения здесь хотя и растут, но на уровне инфляции. Розничная торговля сбавляет темпы инвестиций. Не очень заметны вложения сельхозпредприятий, строителей и IT.

Впрочем, не исключено, что отрасли, которые можно отнести к обрабатывающей промышленности и потребительскому сектору, тоже инвестируют достаточно активно, просто компании, эти вложения осуществляющие, недостаточно публичны и по размеру просто не попадают в рейтинг крупнейших инвесторов. Такое предположение позволяют нам сделать кейсы, которые мы видим, что называется, «на земле». Пример — серьезные (1,6 млрд рублей) инвестиции в складские мощности, сделанные спасенной от банкротства садоводческой компанией «Агроном-сад», о которой мы пишем в этом номере.

Обсуждая инвестиционные возможности страны, мы также можем обратить внимание на быстрорастущие инвестиции физических лиц на нашем откровенно пустоватом фондовом рынке. Растущих в том числе под давлением накопленных почти 30 трлн рублей депозитов.

Так что не правы наши правительственные мужи. Внешние факторы только способствуют организации роста, и даже внутренние, по большому счету, не мешают.