Ушел как рок-звезда

16 сентября 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Джек Ма в расцвете бизнеса решил отправиться на заслуженный отдых 08-02.jpg ТАСС
Джек Ма в расцвете бизнеса решил отправиться на заслуженный отдых
ТАСС

Десятого сентября в китайском Ханчжоу на стадионе собралось больше 60 тыс. сотрудников китайской Alibaba. У каждого на руке — подключенный к интернету мигающий браслет. На сцене соучредитель компании Джек Ма в образе рок-звезды: в кожаной куртке и с оранжевой электрогитарой наперевес. Так мультимиллиардер с состоянием почти 40 млрд долларов решил проститься с компанией: он покидает пост исполнительного директора. Сделать это Ма обещал еще год назад, но все произошло в день двадцатилетия компании и в его 55-й день рождения.

На сцене Джек Ма появился со своим преемником Дэниэлом Чжаном — тихим и малозаметным трудоголиком. Они спели песню Джоша Гробана «Ты меня вырастил». На английском. Ранее Ма уже «удивлял» публику. В 2014 году он с ирокезом на голове исполнял песню из «Короля Льва», а в 2017-м появился на корпоративе в мундире и белых перчатках, станцевав под хит Майкла Джексона Dangerous. Ма и в этот раз остался верен себе — настоящему космополиту, который ценит глобальный мир, технический прогресс и в каком-то смысле западный путь Китая. Во всяком случае, именно на Западе Ма стал главным лицом, символом китайского технологического прогресса, даже будучи членом компартии. Как-то он вспоминал, что его не взяли на работу в KFC, но теперь у него 5,3% акций Alibabа, годовая выручка которой только за последние пять лет выросла в десять раз и составляет примерно 56,2 млрд долларов.

Исполнив песню, Ма обратился к аудитории и погрузился в воспоминания о прошлом, несколько раз даже пустил слезу и заявил, что «наше поколение самое везучее». Мол, все из-за того, что жизнь долгое время была мирной и осваивались достижения промышленной эпохи. Теперь же, по его словам, мир все сильнее зависит от данных и трансформируется, но главной силой, уверен Ма, останется доброта. Он выразил надежду, что Alibaba поучаствует в новой волне глобализации и поможет торговать компаниям по всему миру.

«Мы изучали множество других компаний, чтобы понять, за счет чего организации продолжают жить, и поняли, что есть два основных пути: первый — передать бизнес наследникам основателей, второй — передать его профессиональным менеджерам. Но мы выбрали третий путь — взрастить собственную команду и сделать так, чтобы с помощью нашей системы и культуры переход прошел легко», — отметил Ма.

Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время 47-летний Чжан не будет принимать серьезные решения без согласования с Ма. Но известно, что Чжан планирует развивать концепцию нового ритейла, в том числе сеть супермаркетов Freshippo. Это «умный» супермаркет без кассиров, в котором можно отсканировать ценник, узнать всю информацию о продукте и оплатить покупку с помощью сканера лица. Пока этих магазинов в Китае чуть больше сотни, и эксперты сомневаются в рентабельности такой стопроцентной автоматизации, поэтому перед Чжаном стоит сложная задача.