Болгарский цирк

23 сентября 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

«Турецкий поток» может застопориться в Болгарии 07-01.jpg ТАСС
«Турецкий поток» может застопориться в Болгарии
ТАСС

Болгарский суд снял юридические препятствия для строительства сухопутного продолжения магистрального газопровода «Турецкий поток» по территории страны. Решение, казалось бы, рядовое, но не в этом случае: история достойна комедий Кустурицы.

«Турецкий поток» — один из проектов экспортных каналов поставки газа, альтернативных украинской газотранспортной системе. Его морская часть завершена еще в прошлом году. Но из двух веток газопровода только одна предназначена для Турции. Вторую предполагается вывести в Болгарию, а затем — в Сербию, Венгрию, Словакию и Австрию. Сейчас потребности этих стран в российском газе удовлетворяются за счет транзита через Украину, что на фоне регулярных газовых войн не нравится ни одной из заинтересованных сторон, кроме Киева.

Предшественником «Турецкого потока» был «Южный поток» — газопровод на Балканы по дну Черного моря с выходом на сушу на болгарской земле. Его строительство началось в 2012 году. Но в 2014-м, перед началом прокладки морской части, Болгария дважды приостанавливала работы. Сложный выбор: и заработать 400 млн евро (примерно 1% ВВП) в год на транзите хочется, и большой начальник из Еврокомиссии не велит. «Газпром» душевными терзаниями болгар не впечатлился, и 1 декабря 2014 года его глава Алексей Миллер объявил, что компания отказывается от «Южного потока». В тот же день «Газпром» и турецкая Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода в Турцию. То есть «Турецкого потока». Следующие три года болгары старались выклянчить реанимацию «Южного потока». Но безуспешно. Все, что они выторговали, — продолжение одной из веток «Турецкого потока» через Болгарию.

Помня о судьбе «Южного потока», «Газпром» согласился продолжить европейскую нитку по европейским правилам. Заказчик строительства, оператор и собственник газопровода протяженностью 474 км и двух газокомпрессорных станций между Турцией и Сербией — оператор болгарской газотранспортной системы «Булгартрансгаз». То есть не нарушается правило Третьего энергопакета ЕС о том, что поставщик газа и собственник газопровода должны быть разделены. Дальше, казалось бы, проблем с наученными горьким опытом болгарами быть не должно. Но как бы не так!

Конкурс на выбор подрядчика неожиданно выиграл саудовский консорциум Arkad. Выиграл, всего лишь предложив низкие цены: 1,29 млрд евро при сроках 250 дней и 1,1 млрд евро при сроках 615 дней. Для сравнения: его конкурент, GDEB, просил 2,4 млрд евро за срок 250 дней и 1,6 млрд евро — за 615 дней. Однако GDEB включает в себя хорошо известных на рынке строительства трубопроводов игроков, таких как итальянская Bonatti S.p.A., немецкая Max Streicher S.p.A, а также зарегистрированную в Люксембурге Completions Development S.ar.l, которую связывают с Трубной металлургической компанией Дмитрия Пумпянского. А у Arkad в референс-портфеле только проект строительства четырех газопроводов в Саудовской Аравии по заказу Saudi Aramco. Объекты должны были быть сданы в прошлом году, но реальная их судьба ни заказчиком, ни подрядчиком до сих пор не раскрывалась. Судя по открытым данным, Arkad действительно существует и действительно строит газопроводы. Но на низком технологическом уровне, привлекая гастарбайтеров из развивающихся стран. И за короткий (три года) срок своего существования уже умудрился стать фигурантом скандалов, связанных с невыплатой зарплат и бунтами рабочих.

«Булгартрансгаз» попытался переиграть ситуацию, обвинив Arkad в нарушении процедур, и передал подряд GDEB. Саудовцы затеяли судебную тяжбу. Дальше последовала вереница судов и выяснений отношений: Arkad срывал сроки подачи документации, а «Булгартрансгаз» пытался избавиться от такого подрядчика. Но Arkad победил. Эти чудесные люди теперь будут строить «Турецкий поток» в Болгарии. Построят ли в срок и какого качества — вопрос. Помимо неочевидного опыта в отрасли это и непонятный источник материалов. Своего трубопрокатного производства у консорциума нет, быстро достать на рынке порядка 300 тыс. тонн труб широкого диаметра и высокого качества — нетривиальная задача.

Как будет складываться ситуация с этим газопроводом, вопрос для «Газпрома» не праздный. Очередные переговоры с Украиной по транзитному договору, прошедшие 19 сентября в Брюсселе, предсказуемо завершились ничем. Мощность продолжения «Турецкого потока» в Болгарии — 15,7 млрд кубометров в год. Для сравнения: транзит газа через Украину в прошлом году составил 86,8 млрд кубометров, на 7,2% меньше показателя предыдущего года, но он все еще формирует 43% поставок российского трубопроводного газа в Европу. Срыв сроков или накладки с качеством стройки играют против «Газпрома».