В октябре состоится первое слушание по иску, который частный инвестор и создатель аналитического проекта «Аленка капитал» Элвис Марламов подал к Банку России. В этом иске Марламов просит суд истребовать у регулятора материалы проверки, признать обвинение в инсайдерской торговле, которое полтора года назад в отношении трейдера выдвинул ЦБ, незаконным, а информационное сообщение о факте инсайдерской торговли на сайте ЦБ — не соответствующим действительности. Кроме того, трейдер оценивает свои потери в 12 млн рублей — и намерен их истребовать с регулятора.
История противостояния Марламова и ЦБ уникальна для нашего фондового рынка. Напомним, в апреле 2018 года Банк России заявил, что Элвис Марламов торговал с использованием инсайдерской информации. Как считают в ЦБ, Марламов сначала открывал позицию через свой изолированный счет, потом совершал аналогичную сделку с использованием счета автоследования. Действия его подписчиков меняли котировки, после чего трейдер закрывал позицию по изолированному счету. На этом трейдер, по версии регулятора, заработал восемь миллионов рублей.
Интересно, что, согласно закону, к инсайдерам относятся эмитенты и владельцы крупных пакетов акций, биржи и профучастники рынка ценных бумаг, органы исполнительной власти и т. д. — и, соответственно, люди, которые работают в этих структурах. Эти организации сами определяют перечень своей инсайдерской информации. Но Элвис Марламов не подпадает ни под одно из определений закона. ЦБ счел его инсайдером на том основании, что Марламов был автором так называемых стратегий автоследования на сайте холдинга «Финам». Автоследование — это брокерская услуга, для которой нужен популярный частный трейдер. Он совершает сделки на своем счете, а подписчики могут либо просто следить за ходом его торгов и повторять понравившиеся идеи, либо полностью копировать все его операции. По версии ЦБ, Элвис Марламов, совершая сделку, заранее знал, что цена пойдет в нужном ему направлении, так как ее «двинут» подписчики. Следственный комитет с подачи Банка России завел дело по ч. 1. ст. 185.6 УК (использование инсайдерской информации). Позднее Генпрокуратура отменила возбуждение уголовного дела. После чего в марте текущего года СК с подачи Центробанка повторно завел уголовное дело в отношении Марламова по той же статье. Все это время, вплоть до апреля 2019-го, счета трейдера были полностью, а потом частично заморожены. Сам трейдер не раз объяснял, что предсказать движение цены ликвидной «голубой фишки» на основании лишь некоего числа подписчиков невозможно, а также что никаких изолированных счетов у него просто нет.