С тех пор как по телевизионным экранам прошел сериал о враче-диагносте Грегори Хаусе, авторы книг о медицине стали догадываться, в каком жанре им следует рассказывать свои истории. Рассказ о болезни — это не просто описание злоключений человеческого тела, но и драма, и детектив одновременно. Врач, подобно следователю, должен сначала вычислить преступника, в данном случае пытающегося нанести вред организму, а потом начать с ним бороться. И это второй полноценный акт истории: далеко не всегда постановка диагноза позволяет сразу найти нужный метод лечения. Тем более если врач сталкивается с болезнью, которая не была прежде описана его предшественниками.
Книга Михаила Шифрина описывает как раз такие случаи. Его герои — первооткрыватели новых методов лечения. Им приходится преодолевать всевозможные препятствия, в том числе убеждать пациентов в своей состоятельности как врачей, и сделать это не всегда легко, особенно если ты живешь в XVII веке, как Шарль-Франсуа Феликс, а твой пациент — страдающий парапроктитом Людовик XIV.
Михаил Шифрин четыре года назад устроился в компанию «Медимедиа» как ИТ-специалист. Сначала он модерировал форум на сайте Doktor.ru, а потом начал писать заметки для медицинского календаря, которые и легли в основу этой книги. И это отдельная история, которая также заслуживает внимания. Во-первых, мы имеем дело с текстом, который изначально возник в интернете, а потом материализовался на бумаге, что порой бывает, но не настолько часто, чтобы стать нормой. Дифференциация по принципу «качественный текст сначала на бумаге, а уже потом в Сети» начинает размываться, и «100 рассказов» — еще одно яркое тому свидетельство. Во-вторых, написал его не журналист и не медик. Неожиданно, что для того, чтобы писать качественные книги в той или иной области, не обязательно иметь профильное образование. Чтобы получить качественный текст, достаточно увлечься темой и глубоко в нее погрузиться, как это сделал Михаил Шифрин.
Он восполнил лакуну в истории отечественной медицины — в информационной нише, которая сейчас заполняется в основном зарубежными авторами, которые в силу специфики доступной им информации пишут о своих соотечественниках. Михаил Шифрин пишет о западных врачах и об отечественных, тем самым создавая широкую панораму войны с болезнями, для которой полем битвы является человеческое тело. Болезни одна за другой набрасываются на человечество, и кажется, что нет им числа. Похоже, им и в самом деле нет числа, поэтому «100 рассказов» не исчерпывают всей истории медицины, которая продолжает твориться на наших глазах. Мы по-прежнему имеем дело с бесконечным количеством болезней, которые пытаются ограничить нашу жизнедеятельность, а иногда и преждевременно завершить нашу жизнь. Но самая страшная болезнь — старость, однако в этом случае медицина бессильна, как бы ни пыталась она доказать обратное.