Тройка крупнейших лоукостеров Европы — Ryanair, EasyJet и Wizz Air — подали заявки на выполнение полетов из петербургского аэропорта Пулково сразу в 33 страны, включая такие популярные направления, как Германия, Франция, Испания, Италия и Израиль. Но это еще не всё. Концессионер Пулково — «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) — уже обратился в Минтранс с предложением установить для аэропорта режим «открытого неба». Это означает, что эти компании смогут свободно летать в третьи государства без посадки в стране регистрации. Например, ирландская Ryanair вполне может открыть прямые рейсы из Санкт-Петербурга в Тель-Авив. Гендиректор ВВСС Леонид Сергеев уверен, что только благодаря трем европейским лоукостерам туристический поток в Санкт-Петербург (читай: в аэропорт Пулково) к 2025 году может вырасти почти на 5,9 млн человек. Вице-премьер России Максим Акимов, курирующий в правительстве транспортную отрасль, поручил Минтрансу подготовить соответствующие разрешительные документы к началу декабря, чтобы авиакомпании смогли начать полеты в начале 2020 года. В Пулково предполагается провести так называемый пилотный эксперимент сроком на пять лет. Но каков же будет его результат?
Не секрет, что, захватывая рынок, западные лоукостеры устанавливают предельно низкие цены, примерно на год, что выгодно пассажирам, но не местным авиакомпаниям. Например, когда Ryanair начала летать из Лондона в Ригу, пассажиропоток аэропорта латышской столицы почти сразу же увеличился на миллион человек в год. Но ведущая авиакомпания Латвии — airBaltic — в одночасье оказалась убыточной. Можно не сомневаться, что то же самое произойдет и у нас.
Сейчас пассажиропоток Пулково на международных линиях составляет немногим более 7 млн человек, из них порядка 3,1 млн приходится на базовую авиакомпанию этого аэропорта — «Россию». «По самым приблизительным подсчетам, введение режима “открытого неба” приведет к тому, что она потеряет около восьмидесяти процентов (порядка 2,5 млн пассажиров. — “Эксперт”) своего международного трафика из Пулково», — уверен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Но финансовое положение «России» вряд ли сильно заботит менеджмент ВВСС. Очевидно, что концессионер аэропорта надеется на общий рост пассажиропотока. Однако надо понимать, что, несмотря на низкие цены на авиабилеты, путешествия в Санкт-Петербург не очень-то популярны среди западных туристов, прежде всего из-за визовых ограничений.
Режим «открытого неба» уже несколько лет действует в двух российских аэропортах — Владивостока и Калининграда. Но каких-то выдающихся результатов они продемонстрировать не смогли. Несмотря на преференции, оба аэропорта растут примерно такими же темпами, как и весь рынок в целом. Можно предположить, что ситуация с Пулково будет развиваться по аналогичному сценарию. Но перераспределение международного пассажиропотока в пользу иностранных авиакомпаний не позволит аэропорту компенсировать доходы, которые он пока еще получает от авиакомпании «Россия»: западные лоукостеры почти не пользуются услугами в «чужих» аэропортах — не заправляют там свои самолеты, не проводят их техническое обслуживание, не нанимают местный персонал, не платят за обработку багажа и предоставление телетрапов (пассажиры сами идут к воздушному судну по перрону и размещают там багаж). «Суммарные потери российской экономики в результате эксперимента в Пулково могут составить от трехсот до четырехсот миллионов долларов в год», — уверен Борис Рыбак. Еще один важный момент во всей этой истории: предоставив режим «открытого неба» аэропорту Санкт-Петербурга, наши авиационные власти создают прямую угрозу существованию всей системы межправительственных соглашений о воздушном сообщении, которые подписал сначала СССР, а затем Россия с несколькими десятками государств. Западным авиакомпаниям ничто не помешает через некоторое время попросить для себя «открытое небо» и при полетах в другие города. Но власти ЕС введение аналогичных правил для российских авиакомпаний даже не обсуждают, ссылаясь все на те же межправительственные соглашения.