Крупнейший в России и один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений компания «Уралкалий» сократит производство продукции во втором полугодии 2019-го. Согласно предварительному плану, объемы производства по итогам года снизятся на 350–500 тыс. тонн, то есть примерно на 3–4%. В компании не скрывают, что причиной стало желание удержать таким образом цены на калийную продукцию, не допустив затоваривания рынка. С учетом того, что первое полугодие для «Уралкалия» тоже завершилось снижением объемов производства (на 3%), можно понять, насколько неприятен для компании этот шаг.
У «Уралкалия» достаточно сил, чтобы единолично влиять на мировой калийный рынок. В 2018 году из общего объема мирового рынка 66 млн тонн на продажи «Уралкалия» пришлось 11,1 млн тонн, то есть 17%.
Отрасль за последние пять лет пережила грандиозный ценовой шок. Цены на хлористый калий упали с пика 2012 года почти вдвое — с 470–490 долларов за тонну до 265 долларов по итогам августа 2019-го (см. график).
У нефтяников, как известно, причиной резкого падения цен на продукцию стали непомерные экспортные амбиции американских сланцевиков. У калийной отрасли есть свой демон — Александр Лукашенко.
Сам себя обхитрил
Львиная доля всех мировых запасов калийных солей — исходного сырья для производства калийных удобрений — сосредоточена в четырех странах: России, Белоруссии, США и Канаде. В таких условиях сама собой созрела идея картельного сговора. Северная Америка осталась сама по себе, а братья славяне быстро нашли общий язык: в 2005 году «Уралкалий» и «Беларуськалий» (контролирует калийные активы в Белоруссии) создали совместного трейдера — Белорусскую калийную компанию (БКК). Учитывая, что БКК по условиям соглашения становилась единственным каналом сбыта продукции обеих компаний, а их совокупный объем производства составлял 30% мирового (позже он и вовсе увеличился до 43%), бороться за стабильность (и радующие глаз акционеров цены) на рынке калийных удобрений было не так сложно.