Сеть гипермаркетов «Карусель», входящая в лидирующую на рынке ритейла X5 Retail Group (развивает также сети магазинов у дома дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»), будет трансформирована. Такое решение принял наблюдательный совет компании. Трансформация займет два года. За это время из действующих на сегодня магазинов под маркой «Карусель» 20 гипермаркетов закроется, 34 передадут в управление сети «Перекресток», которая разместит там супермаркеты большого формата, 37 продолжат работать под брендом «Карусель», пока менеджмент пилотирует различные улучшения и анализирует перспективы возможного изменения позиционирования, продажи или закрытия.
Основная причина такого преобразования — оптимизация структуры группы. «“Карусель” всегда была самым проблемным активом X5 Retail», — отмечает заместитель руководителя отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев. Действительно, с 2014 по 2018 год выручка «Карусели» выросла всего в 1,3 раза, в то время как «Пятерочки» — в 2,7 раза, а «Перекрестка» — в два. За шесть месяцев 2019 года она принесла X5 5,1% общей выручки и 2,9% консолидированной EBITDA. Между тем, по словам Владислава Фадеева, «Перекресток» в последнее время усовершенствовал свою бизнес-модель, создав ставший популярным у покупателей онлайн-магазин. Этот формат развивается бурно. Более чем вдвое выросло число заказов в третьем-четвертом кварталах 2018 года: с 92 до 200 тыс., а средние траты в офлайне и онлайне, приходящиеся на одного покупателя в месяц, выросли до 11,2 тыс. рублей, тогда как до запуска онлайна этот показатель составлял 6,7 тыс. Так что, освободившись от медленно развивающегося формата, X5 только выиграет, тем более что, как считает Владислав Фадеев, фокусируясь на развитии «Перекрестка» и «Пятерочки», компания окажется в тренде современных предпочтений потребителей: они стремятся крупные закупки продовольствия делать в интернете, не выезжая в гипермаркеты, как раньше, а несколько раз в неделю пополнять запасы свежими продуктами в магазине у дома. В исследовательской компании GfK также заметили изменение отношения потребителей к гипермаркетам: они больше не считают их магазинами самых низких цен, уверены, что крупные форматы провоцируют на незапланированные покупки, и переходят на онлайн-покупки, так как это экономит время и усилия. По данным GfK, самыми быстрорастущими форматами в последнее время стали жесткие дискаунтеры (+59% в денежном выражении за июль 2018 года — июнь 2019-го по сравнению с аналогичным периодом годом ранее) и E-commerce (+33%).