На рынке складской недвижимости быстро набирает обороты строительство складов нового формата — fulfillment-центров. Специалисты называют их «складами будущего» — в первую очередь они отвечают требованиям быстрорастущих компаний из онлайн-ритейла.
Fulfillment-склады — это совокупность разных технологий, позволяющих быстро осуществлять большое количестве операций на складе — от разгрузки привезенного товара до формирования готового заказа к доставке. Главная задача таких центров — обработка заказов интернет-магазинов в максимально короткие сроки при минимальных сроках хранения товара на складе. Это удается благодаря тому, что все операции с товарами проходят в одном здании, и, чтобы, например, упаковать товар, его не нужно везти для этого со склада хранения в распределительный центр. Для онлайн-компаний это важная функция, поскольку быстрая доставка наравне с широким ассортиментом и низкими ценами сейчас одно из главных конкурентных преимуществ в онлайн-торговле (см. «Окупаемость в пять курьеров», стр. 22), к тому же значительная часть затрат на логистику приходится на формирование заказов на складах.
Сегодня у всех крупных игроков этого рынка — Wildberries, Ozon, Lamoda, «Юлмарт», «Яндекс. Маркет», «Почта России», «Утконос», «Лента» и Х5 — или уже построены, или находятся на стадии строительства fulfillment-центры. По данным пресс-службы Wildberries, логистические комплексы компании есть в нескольких крупных городах России, а самый крупный из них, на 250 тыс. квадратных метров, строится в Коледино Московской области.
Интерес к таким центрам проявляет и другой крупнейший игрок онлайн-рынка — компания Ozon. «Чтобы поддержать спрос потребителей на покупки онлайн, нужна логистическая инфраструктура. Российскому рынку e-commerce сейчас не хватает полутора миллионов квадратных метров складов. Ozon только в этом году закроет десять процентов этой потребности, а всего через шесть лет у нас будет порядка миллиона квадратных метров складских площадей. Например, сейчас в Хоругвино Ozon строит самую технологичную fulfillment-фабрику в России площадью порядка 120 тыс. квадратных метров, которая сможет ежедневно обрабатывать 350 тыс. посылок. А поскольку регионы имеют наибольший потенциал роста с точки зрения развития интернет-торговли, в ближайшие полтора-два года мы планируем открыть не менее пяти фулфилмент-фабрик в регионах, самая удаленная будет расположена в Новосибирске», — говорит Елена Рулева, руководитель внутренних закупок Ozon.