Александр Ивантер первый заместитель главного редактора «Монокль» 30 сентября 2019, 00:00
Сумеет ли богатый инновационный Китай терпеть тотальный контроль государства? Ответят на этот вопрос сами китайцы. На кону — уверенный перехват восточным гигантом глобального лидерства у США и удержание, считает китаевед Сергей Луконин
Основной вывод, который сделало китайское руководство после событий на площади Тяньаньмэнь: время для демократии в Китае еще не наступило
Читайте Monocle.ru в
Первого октября исполняется 70 лет со дня провозглашения Китайской Народной Республики. Из нищей, зависимой от великих держав страны Китай превратился в крупнейшую экономику мира со значительным научно-техническим и военным потенциалом.
Сергей Луконин
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕРГЕЯ ЛУКОНИНА
В беседе с Сергеем Лукониным, заведующим сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН, мы обсуждали главные вехи последних четырех десятилетий независимости, прошедшие под знаком реформ.
— Почему китайская элита решилась на изменения после смерти Мао Цзэдуна и пошла по пути реформ?
— Я думаю, пришло осознание, что вероятность умереть или застрять в нищете вместе с остальным народом и в конце концов увидеть новую гражданскую войну и развал Китая очень высока. По разным оценкам, политика «большого скачка» 1958–1960 годов и ее последствия привели к гибели, по самым скромным оценкам, около 15 миллионов человек. Во время последовавшей за «большим скачком» «культурной революции» 1966–1976 годов многие партийные чиновники (и не только) были отправлены на «перевоспитание» в тюрьмы и ссылку. Председатель КНР Лю Шаоци умер в тюрьме. Генсек ЦК КПК Дэн Сяопин был спущен с политического олимпа и отправлен «перевоспитываться» на тракторный завод. И это только верхушка айсберга — всего жертв культурной революции насчитывается, по разным оценкам, около ста миллионов человек. Все устали от сложившейся ситуации. Элиты начали искать выходы и, конечно с оговорками, но все-таки объединились вокруг Дэн Сяопина.
Председатель КНР Си Цзиньпин руководит Китаем с марта 2013 года. Он отменил ограничение на занятие высшей государственной должности более двух пятилетних сроков
ТАСС
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.
Заканчивается очередной цикл развития жилищного рынка, главными элементами которого стали отмена долевого строительства и введение системы эскроу-счетов для девелоперских проектов, разворачивание программ льготной ипотеки и завершение нацпроекта «Жилье». Результаты неоднозначны. Главной цели нацпроекта — выхода на строительство 120 млн кв. м жилья в год — добиться не удалось. Ставка на доминантное развитие ипотеки привела к формированию дисбалансов: жилье подорожало вдвое, его доступность резко снизилась. Вдобавок модель стала слишком обременительной для бюджета: только в 2025 году на субсидирование ипотечных кредитов государству придется потратить астрономическую сумму — 2 трлн рублей.
Как выбираться из кризиса и что станет задачей следующего этапа жилищной политики обсуждаем вместе с обозревателем «Монокля» Алексеем Щукиным.
0.00 Вступление
02.51 Почему реформа жилищного рынка не удалась
08.30 Сильно ли жилищное лобби
13.30 Кто пролоббировал семейную ипотеку
19.45 Как посчитать себестоимость квадратного метра
26.51 Почему цены на жильё продолжают рост
33.15 Улучшилось ли качество жилья
37.30 Есть ли спасение от высотной застройки
50.00 Отказ от собственности в пользу аренды
59.30 Альтернативные решения для жилищного рынка