«Формула Штайнмайера», подписанная украинской стороной, лишь незначительно приоткрывает «форточку надежды» на окончание гражданской войны. Это больше символический жест, чем функциональный шаг к реализации Минских соглашений или любых других мирных договоренностей. Но очень показательный. Две трети страны хочет окончания братоубийственного конфликта на востоке. И только олигархический раскол традиционно взбивает националистическую пену в Киеве. Владимир Зеленский наблюдал за реакцией этих кругов, рискуя получить Майдан, но выхлоп получился жалким, а значит, путь к дальнейшим мирным переговорам остается открытым.
Подписание «формулы Штайнмайера» говорит и о том, что в мире сложился временный консенсус в отношении Донбасса. Европа, США и Россия готовы к новому раунду переговоров и потому не оставляют иных вариантов для киевских властей. Далеко не факт, что проблему удастся решить сейчас, тем не менее умиротворение украинских «ястребов» пока выгодно всем. Правда, на поиск компромиссов у сторон не так много времени. Окно возможностей открыто до активного старта президентской кампании в США, осталось около полугода. Потом украинская тематика сильно политизируется. Наконец, не факт, что следующий хозяин Белого дома будет готов лечить эту рану.
Принуждение к миру
На переговорах Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе в Минске Украина согласилась принять «формулу Штайнмайера», договорилась о разведении вооруженных группировок в населенных пунктах Петровском и Золотом и запланировала новый обмен пленными. Москва и Берлин приветствовали этот долгожданный шаг Киева по реанимации Минских соглашений. На Украине решение Зеленского было принято в штыки оппозицией в лице экс-президента Петра Порошенко и настороженно — частью оппозиционных партий парламента.
Подписание «формулы Штайнмайера» было запланировано на 20 сентября этого года, но представитель Украины в Трехсторонней контактной группе экс-президент Украины Леонид Кучма в последний момент отказался это сделать. Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко объяснил произошедшее «техническим недоразумением», но при этом добавил, что у представителя Украины есть «определенные замечания». Кучма был более конкретен: по его мнению, в случае подписания «формулы Штайнмайера» в Киеве соберется новый Майдан.
Однако после визита президента Украины Владимира Зеленского в Нью-Йорк и его встречи с президентом США Дональдом Трампом развеялись последние иллюзии Киева из разряда «заграница нам поможет». «Вы встретитесь с президентом Путиным и решите вашу проблему. Это будет огромным достижением», — сказал Трамп Зеленскому во время их встречи. Ранее Зеленский пообщался с президентом Франции Эммануэлем Макроном и федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель, от которых получил аналогичный месседж, но в более мягкой форме. Если Трампу Украина откровенно безразлична, то лидеров Франции и Германии она начинает раздражать. Макрон уже посодействовал возвращению России в Парламентскую ассамблею Совета Европы и принял самое активное участие в налаживании диалога между Россией и Украиной. Если бы Зеленский не решился на подписание «формулы Штайнмайера», он утратил бы всякую поддержку со стороны Франции и Германии. Претендующий на лидерство в ЕС Эммануэль Макрон, поставил на кон свою репутацию, решив выступить миротворцем в украинском кризисе. «Летом мы договорились об обмене пленными. Далее мы должны двигаться на базе “формулы Штайнмайера”. Речь идет о выполнении Минских договоренностей, о линии разграничения, о Крыме, о Донбассе», — заявил Макрон. Без уступок со стороны Киева дальнейшие переговоры на уровне лидеров стран «нормандской четверки» были лишены всякого смысла. Все призывы президента Украины срочно собрать «нормандский формат» были проигнорированы в Париже и Берлине, там не захотели быть статистами на спектакле Зеленского.