Заур Мамедьяров к.э.н., заведующий сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН 7 октября 2019, 00:00
В Казани прошел финал конкурса «Цифровой прорыв»: на протяжении двух суток программисты, дизайнеры и управленцы разрабатывали прототипы технологичных продуктов по заданиям российских ведомств и компаний. «Эксперт» побывал на финале и узнал, в каком направлении совершается прорыв
«ЦИФРОВОЙ ПРОРЫВ»
На финал конкурса в Казань приехало более трех тысяч участников
Читайте Monocle.ru в
«В Казани пройдет самый масштабный хакатон в мире», — гордо заявляли организаторы и представители платформы «Россия — страна возможностей». Была даже подана заявка на Книгу рекордов Гиннеса по количеству участников хакатона, и на церемонии закрытия ко всеобщей радости было объявлено, что рекорд-таки состоялся! Больше двух суток многие из участников не спали и не выходили из здания, некоторые дремали по очереди на мягких пуфах у рабочего стола, другие, развалясь и в наушниках, активно стучали по клавишам. Несколько команд даже принесли с собой палатки и рюкзаки с настоящей походной амуницией. В общем, подготовка чувствовалась со всех сторон. Всего на финал приехало более трех тысяч участников из 77 регионов России. Они образовали 600 команд и получили ровно 48 часов на разработку решения для конкретной ИТ-задачи.
«Цифровой прорыв» стал первым в России хакатоном федерального масштаба, для финала была выбрана площадка «Казань Экспо». Пока в залах собирались участники, на экранах под динамичную музыку крутили кадры подготовки «Экспо» к мероприятию: настоящий десант из инженеров и плотников расставил в каждом из двух залов несколько сотен столов (по одному на команду), к каждому подвели розетки, разложили интернет-кабели. Участники приезжали со своими ноутбуками, а некоторые с полноценными системными блоками и несколькими мониторами.
Хакатон — это не экзамен и не олимпиада, хотя чем-то напоминает их. Это в первую очередь командное ИТ-соревнование на скорость — в «Цифровом прорыве» могли участвовать команды до пяти человек. При этом команды состояли не только из программистов, как бывает, например, в хакатонах Google, — по замыслу организаторов вместе объединялись ИТ-специалисты разного профиля, дизайнеры и менеджеры проектов. Опрошенные команды-победители в основном включали себя одного, реже двух разработчиков; остальные же выполняли самые разные функции — от изготовления и проведения презентации до просто моральной поддержки и контроля времени.
Задача хакатона была в том, чтобы, получив задачу от организаторов, за двое суток разработать ее решение — прототип цифрового продукта. И не просто разработать, но еще представить продукт, рассказать о его применимости, масштабируемости и коммерческом потенциале. Короче говоря, все и сразу — и за двое суток. Понятно, что реально работающий и эффективный продукт за такое время создать нельзя, и сами эксперты признавались: вероятность, что в компаниях будут использовать написанный на хакатоне код, — нулевая. Важнее именно командообразование, опыт, привлечение к себе внимания и продолжение работы над проектом. Большинству участников этого было более чем достаточно: многие из них оказались на таком мероприятии впервые, команду собрали случайно, да и специфика задач по большей части для них была неважна — важнее сам процесс.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.