В отличие от климата, «мусорной» реформы или геополитических событий проекты федерального бюджета практически никогда не вызывают бурных общественных обсуждений. Хотя на самом деле бюджет — это, пожалуй, единственное, что по-настоящему заслуживает всеобщего внимания: он определяет, как будут перераспределяться триллионы рублей, собранные государством с бизнеса и граждан. Каждая строка этого документа в несколько тысяч страниц — это не безликие цифры, а реальные миллионы и миллиарды рублей, сначала собранные (тут владельцы бизнеса могут вспомнить все доначисления и споры с налоговой службой), а потом в кабинетах Минфина расписанные по получателям: министерствам и ведомствам, регионам и госкорпорациям, от которых напрямую зависит, как именно эти деньги вернутся в реальную экономику.
Поэтому крайне удивительно, что нынешний проект бюджета на 2020 год и период 2021–2022 годов остается почти без внимания, хотя именно на эти годы должен прийтись ударный объем инвестиций в нацпроекты.
В абсолютных цифрах в следующие три года нас действительно ждет заметный рост расходов: в 2022 году они вырастут почти на 19% к 2019 году, до 21,7 трлн рублей. Это даже быстрее роста ВВП, который заложен в прогнозе бюджета. В то же время доходы федерального бюджета, как ожидает Минфин, к 2022 году вырастут всего на 9,3%, до 22 трлн рублей. Такого серьезного профицита, который мы наблюдали в прошлом году (2,7 трлн рублей), больше не ожидается: хотя бюджет и останется профицитным, превышение доходов над расходами в 2022 году «усохнет» примерно до 300 млрд рублей.
Однако основные ограничивающие постулаты бюджетной политики никуда не денутся — это денежно-кредитная политика Банка России в рамках режима таргетирования инфляции и бюджетное правило. Они задают жесткие рамки, в которых с 2014 года формируется наш бюджет, а мрачные настроения относительно мировой экономики только поддерживают консервативный подход российского Минфина к тратам.
Макроэкономические условия, заложенные в бюджет, — это 57–55 долларов за баррель и 65,4–66,5 рубля за доллар на весь период до 2022 года. Столь стабильный курс при такой динамике цен на нефть выглядит слишком оптимистичным, и мы, скорее всего, увидим бо́льшую девальвацию рубля, а значит, и более высокие рублевые доходы бюджета от нефти и газа (даже при ожидающейся стагнации добычи нефти, см. таблицу 1).