Крупнейший российский интернет-магазин Wildberries объявил о начале масштабной экспансии в Европу. В течение пяти лет компания собирается построить на территории Словакии несколько логистических хабов общей площадью 300 тыс. кв. м, которые, по предварительным подсчетам, будут обслуживать 15 тыс. работников. Инвестиции в проект превысят 200 млн долларов. Это одна из немногих попыток отечественных онлайн-ритейлеров выйти на европейский рынок и первый случай, когда проект стартует с создания собственной логистической инфраструктуры.
Мотивы похода на Запад «вооружившегося до зубов» Wildberries объяснимы. Несмотря на впечатляющие результаты, достигнутые компанией на российском рынке e-commerce (выручка в объеме 118,7 млрд рублей при росте на 72% в 2018 году и доля рынка около 10%, обеспечивающая лидирующие позиции), дальнейший рост на внутреннем рынке может быть ограничен.
«Хотя доля Wildberries на отечественном рынке постоянно растет, в обозримой перспективе она близка к насыщению из-за недостаточно большой емкости самого рынка», — полагает Юлиана Гордон, основатель школы e-commerce iWENGO. В то же время мировая онлайн-торговля стремительно растет, на 11–20% по итогам 2018 года, в зависимости от оценок и конкретного региона, при гораздо больших объемах спроса. В Европе, по данным Ecommerce Foundation, рынок e-commerce увеличится в 2019 году на 13,6% и составит 620 млрд евро — это примерно в 30 раз больше, чем в России.
Есть не менее веские причины для локации хабов Wildberries именно в Словакии. «Эта страна имеет выгодное географическое положение, и если грамотно выстроить логистику, можно обеспечить быстрый выход на рынки Польши, Германии, Латвии и Литвы», — поясняет Герман Шеховцев, партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group. А там и весь европейский рынок как на ладони. По мнению Константина Бушуева, начальника управления анализа рынков компании «Открытие Брокер», если в Азии, Северной Америке и Западной Европе проникновение электронной b2c-коммерции уже довольно значительно, то Центральная и Восточная Европа в этом плане еще выглядят непаханым полем. Этот вывод соотносится с оценкой агентства Euromonitor, по которой 88% рынка европейской онлайн-торговли пока приходится на Западную Европу.