Согласно данным Russian Automotive Market Research, в 2017 году продажи автомобильных шин в стране выросли на 20,4%, в 2018-м — на 12,1%, до 57,5 млн штук, это близко к рекордному показателю. Значительные темпы роста на фоне стагнирующей экономики — результат, с одной стороны, импортозамещения, а с другой — выхода российских производителей на экспорт с качественной конкурентоспособной продукцией.
Более половины реализованных в 2018 году шин произведены в России, доля импорта — 44,2%. В количественном выражении импорт шин в прошлом году достиг 25,4 млн штук (+17,6%), однако примерно такое же количество наша страна продает на экспорт. Внешние продажи в 2018-м выросли на 3,6% и достигли 23,2 млн штук.
Несмотря на активный рост всего рынка, на нем есть множество ниш: практически каждая модель автотехники требует своей шины, и их ассортимент становится очень широким. Поэтому ожидать полного отказа от импорта невозможно: большая часть техники, продающейся в России, — импортная, и организовывать производство ради нескольких десятков или сотен шин в год вряд ли кто-то будет. В то же время в России есть ниши, где традиционно представлены российские производители, и еще с советских времен шинные заводы специализируются на выпуске тех или иных покрышек. Самый массовый сегмент — шины для легковых автомобилей, второй по размеру — шины для грузовиков и автобусов. Одна из специфических ниш — покрышки для сельхозтехники.
На старых базах
Современной России досталось богатое наследство: шинная промышленность в СССР была одним из важнейших секторов химического комплекса, именно на советских площадках основана большая часть существующих сейчас шинных заводов. Однако нужно понимать, что, входя в непростые 1990-е годы, шинники потеряли крупные заказы, объемы производства на ряде предприятий сократились в несколько раз, некоторые из них вообще остановились. Фонды за это время деградировали, и многим заводам пришлось восстанавливать производство с нуля.
Сейчас на территории России работают более десятка заводов, выпускающих шины, в том числе в последнее десятилетие в страну активно вкладывались западные компании. Финская Nokian Tyres построила крупнейший завод во Всеволожске, производящий 17 млн шин в год; концерн Continental открыл завод в Калуге (4 млн шин); на Кировский шинный завод, производящий 6 млн шин, пришла итальянская Pirelli; французская Michelin (2 млн шин) обосновалась в Московской области; японская Yokohama (1,6 млн) — в Липецкой.
Российским производителям шин пришлось подвинуться на рынке. Однако если немалая часть динамичного и огромного рынка легковых шин завоевана западными компаниями, хотя и производящими продукцию в России, то специфические ниши остались за российскими производителями. Более того, они покоряют экспортные рынки. Так, индустриальные шины и покрышки для сельхозтехники в России в основном производят три завода: «Волтайр-Пром», бывший Волжский шинный завод; «Нортек», основанный на мощностях бывшего Алтайского шинного комбината; и ТД «Кама» («Нижнекамскшина»). Все они работают на базе предприятий, основанных еще в 1960–1970-е годы. При этом на достаточно узком рынке происходят коренные сдвиги.
Стратегии и их результаты
Модельный ряд «Кама» хоть и представлен шинами различных направлений, однако на протяжении почти уже десятилетия компания специализируется на выпуске шин узкого профиля — цельнометаллокордных шин для грузовиков и автобусов. Ассортимент сельскохозяйственных покрышек не расширяется, и в этом сегменте «Кама» постепенно сдает позиции.
«Волтайр-Пром» входит в состав холдинга Titan International, Inc. — крупнейшего производителя шин и резинотехнических изделий в Восточной Европе с совокупным объемом продаж более миллиарда долларов. По итогам 2017 года «Волтайр-Пром» произвел 39% всех изготовленных в стране шин для сельхозтехники.
Однако в 2018 году финансовые показатели компании ухудшились. При сохранении выручки примерно на том же уровне «Волтайр-Пром» стал сдавать по рентабельности: если в 2015 и 2016 годах чистая прибыль составляла более миллиарда рублей, то в 2018-м она снизилась до 19 млн, по итогам первого полугодия компания и вовсе скатилась в убыток 140 млн рублей.
Несмотря на ухудшающиеся показатели, «Волтайр-Пром» продолжает модернизировать производство, привлекая заемные средства.
Сегодня самый крупный в России производитель шин для сельскохозяйственной техники — компания «Нортек»: по итогам 2018 года доля компании в этом сегменте рынка достигла 43%, это в 1,7 раза больше, чем пять лет назад. Динамично выглядят показатели компании и в сегменте производства шин для индустриальной техники: здесь «Нортек» по итогам прошлого года достиг доли в 55,2%, увеличив ее более чем в десять раз за пять лет и с большим отрывом обогнав конкурентов.
При этом на рынке сложилась интересная ситуация. По итогам прошлого года производство шин для сельскохозяйственной техники в стране сократилось, это объясняется снижением спроса на внутреннем рынке, а также обновлением парка транспортных средств — заменой старой сельхозтехники на новую, более энергоэффективную. Так, по данным ассоциации «Росспецмаш», в 2018 году российские заводы увеличили продажи машин для сельского хозяйства на внутреннем рынке на 25% по сравнению с 2016 годом, до 100,6 млрд рублей.
На этом фоне «Нортеку» удалось, казалось бы, невероятное — существенно нарастить продажи на падающем рынке и более того, сохранить рентабельность. В результате компания не только заняла на нем большую долю, но и вышла на более эффективную стратегию. Во многом достижение таких высоких показателей связано с тем, что «Нортек» в значительном объеме инвестирует в производство собственные оборотные средства. Согласно финансовой отчетности, 2019 год «Нортек» встретил с годовой выручкой более 12,8 млрд рублей, что в два раза больше, чем у «Волтайр-Прома». За последние три года «Нортек» нарастил выручку в три раза, чистая прибыль по итогам прошлого года составила около 160 млн рублей.
На этом фоне перспективы развития бизнеса производители сельхозшин и шин для грузовиков видят в расширении ассортимента и модернизации производства. А если внутренний рынок продолжит сокращаться, компаниям придется еще больше ориентироваться на экспорт. Это значит, им будет необходимо повышать качество своей продукции при ограниченности цен.