Жак Ширак, который умер 26 сентября в возрасте 86 лет, всегда был очень интересным феноменом. В период с 1995 по 2007 год все французы соглашались, что он был плохим (если не ужасным) президентом. При этом он пользовался довольно необычной популярностью. А согласно недавнему опросу, спустя двенадцать лет после того, как он покинул Елисейский дворец, большинство французов считают его… лучшим президентом Пятой республики. Многочисленные маленькие истории об этом разностороннем человеке покажутся занятными и тем, кто помнит времена его президентства, и тем, кто был слишком молод, чтобы понимать его недостатки. Скажу больше: карьера этого человека, который останется в истории как политик, отказавшийся поддержать вторжение США в Ирак в 2003 году, интересна тем, что суммирует всевозможные истории предательства. Впрочем, это свойственно всему французскому политическому классу на протяжении почти пятидесяти лет.
Высокий Жак
Ширак, который считался «правым» президентом, никогда не был собственно правым. Политик, который провел ядерное испытание в Муруроа в 1995 году, но при этом подписал Стокгольмское воззвание «О запрете применения атомного оружия» (которое было инициативой коммунистов), явно испытывал симпатию к левым и к людям в целом. Это один из ключей к пониманию его популярности. Ширак так сильно любил людей и их простые слабости, что его карикатурный образ был на самом деле не таким уж преувеличением. Я помню, как случайно увидел его на какой-то дизайнерской выставке в 2008 или 2009 году. Его телохранители пили дорогое шампанское, а у веселого Ширака в руке — пивная бутылка «Короны»… Он однажды сказал: «Конечно, я левый, ведь я пью пиво и ем шукрут!» Следовательно, его карьера на правом фланге абсолютно случайна, и существовала только из-за амбиций Ширака — таких амбиций, без которых невозможно сделать политическую карьеру.
Высокий Жак (это прозвище на французском имеет второй смысл — его можно понимать и как Великий Жак) — начал свою карьеру во времена лидерства Жоржа Помпиду. Некоторые люди, особенно большая часть «желтых жилетов», считают Помпиду первым настоящим предателем Пятой республики, потому что в 1973 году он принял закон, согласно которому государство обязано было занимать деньги на финансовом рынке (а не самофинансироваться по нулевой ставке от центрального банка). Молодого, динамичного и амбициозного Ширака очень быстро приметили два человека с загадочной карьерой, которые на протяжении многих лет играли роль серых кардиналов: Мари-Франс Гаро и Пьер Жюилье. У них были истинные правые политические убеждения, и они видели в нем настоящее, как говорят, «политическое животное», которое можно было использовать. Они и дали толчок большой карьере Ширака.