Ранним сентябрьским утром группа одетых в маски людей с кувалдами и ломами в руках приблизилась к автомобильной стоянке близ немецкого города Висбаден. Здесь они начали крушить предназначенные для отправки на Франкфуртский автосалон 40 новеньких автомобилей марок Jaguar, Land Rover и Aston Martin, в считаные минуты превратив сверкающие премиальные седаны в груду металлолома. Участники акции причисляют себя к членам «зеленой» группы Rocks in the Gearbox («Камни в коробке передач») — так они выразили протест против проведения крупнейшей европейской автомобильной выставки. «Франкфуртский автосалон — это шоу, которое пропагандирует устаревшую и убивающую климат транспортную систему, — говорится в распространенном группой манифесте. — Мы собираемся обличить это мероприятие. На самом деле это погоня за прибылью за счет эксплуатации бедных и будущих поколений».
Современная автомобильная промышленность сегодня находится под беспрецедентным давлением, и не только со стороны экологических движений. Ряд факторов сейчас бьет по мировой автомобильной отрасли посильнее кувалд «зеленых» активистов, что уже в обозримом будущем полностью изменит ландшафт глобальной автомобильной промышленности, в том числе поставив серьезные вызовы и перед российскими автомобильными предприятиями.
Съехали в кювет
Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам сентября российский автомобильный рынок продолжил падение: в первый месяц осени продажи новых легковых машин, с учетом легких коммерческих автомобилей, снизились на 0,2% по сравнению с сентябрем 2018-го. Рынок отстает от прошлогодних показателей уже шестой месяц подряд (см. график 1). В общей сложности за первые девять месяцев года продажи новых машин в РФ упали на два процента, до 1,27 млн единиц. Участники рынка прогнозируют, что по итогам текущего года продажи в России, скорее всего, окажутся в отрицательной зоне и по результатам 2019 года авторынок может упасть на три–пять процентов (до 1,71 млн единиц). Это будет означать, что после набора скорости в течение последних двух лет российский авторынок опять пошел вниз, переживая очередную фазу сжатия.
Впрочем, для российского авторынка состояние падения, увы, ощущение знакомое. За последние десятилетие его развитие похоже на движение по горной дороге. С 2009 года нынешняя фаза взлета и падения уже четвертая по счету: в 2009-м после кризиса рынок рухнул наполовину, но затем в течение трех лет устойчиво рос до рекордных 2,94 млн единиц в 2012 году, потом за четыре года съехал до 1,43 млн автомобилей в 2016-м, далее вроде бы начал восстанавливаться, за два года поднявшись до 1,8 млн единиц, и вот опять начался спад продаж (см. график 2).