Первая свая новой фабрики мороженого, в строительство которой ГК «Белая долина» вложит 1,7 млрд рублей, забита неподалеку от молочного комбината «Энгельсский» — основного предприятия саратовского мясо-молочного холдинга, где в настоящее время наряду с молочной продукцией производят около 130 тонн мороженого в месяц. По окончании строительства, намеченного на первый квартал 2022 года, и затем, после выхода на проектную мощность в 2026 году, выпуск мороженого достигнет 1500 тонн в месяц, или 18 тыс. тонн в год. Это составит четыре процента отечественного рынка, так что региональная компания войдет в число федеральных брендов, а также увеличит свои шансы оседлать модный тренд экспорта мороженого. За счет десятикратного роста его выпуска доля этого высокомаржинального продукта в общей выручке холдинга вырастет с нынешних 4,7% (180 млн рублей) до 32% (1,8 млрд рублей), повысив его общую рентабельность.
Маржа превыше всего
Инвестпроект «Белой долины» встретил определенные трудности, едва начавшись. Его старт был объявлен еще два года назад — компания выкупила у обанкротившейся маслосырбазы «Энгельсская» площадку площадью 15 тыс. квадратных метров и к 2019 году подвела к ней коммуникации. Само строительство фабрики мороженого откладывалось, так как руководство холдинга рассчитывало войти в государственную программу поддержки молочной отрасли и получить льготный кредит. Однако выяснилось, что государственные льготы предназначены производителям молока, но не продуктов из него. Так что в реализации своих инвестиционных амбиций акционерам «Белой долины» пришлось рассчитывать лишь на свои силы.
Впрочем, выгоды строительства новой фабрики мороженого для саратовского холдинга очевидны и без господдержки. Рынок мороженого в настоящее время один из самых перспективных для отечественных переработчиков молока. Несмотря на то что потребление мороженого в России и, следовательно, физический объем рынка не растет, он и не падает, то есть это весьма стабильное направление молочного бизнеса. «Рынок мороженого не провалился даже в кризис, его потребляли и будут потреблять всегда», — полагает Елена Пономарева. аналитик «Лаборатории трендов». В 2018 году среднестатистический россиян съедал 2,99 кг мороженого, прогноз 2019 года — 2,79 кг, а если доходы населения начнут хоть немного расти и продолжит развиваться модель домашнего потребления, то можно ожидать роста до трех килограммов. И это не предел. «В США этот показатель доходит до семи килограммов в год, в странах Северной Европы, в Швеции, Финляндии и Норвегии потребление мороженого на душу населения в год составляет до десяти килограммов», — отмечает партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.