В конце октября компания Baikal Electronics представила свой второй процессор линейки Baikal — BE-М1000, известный также как «Baikal -М».
Новинка представляет собой систему на кристалле, выпускаемую по техпроцессу 28 нм на архитектуре ARM. Напомним, что компания ARM занимается не производством процессоров, а их разработкой. ARM предлагает клиентам лицензии двух уровней: покупку прав на готовое ядро (как и сделали в Baikal Electronics) или покупку всей микроархитектуры ARM c возможностью реализовать свою архитектуру (так делает, например, Apple). Пока чип только проходит испытания, начать серийное производство планируется во второй половине следующего года.
Техпроцесс 28 нм был освоен в мире еще в 2010 году, а ядра ARM Cortex-A57 (в «Baikal-М» их восемь) появились шесть лет назад. Однако Baikal Electronics есть чем порадовать потенциальных заказчиков. Предполагается, что новый процессор, который имеет широкий набор интегрированных коммуникационных интерфейсов, будет востребован главным образом в рабочих станциях — там, где используется ПО на базе Linux, — а это то, что связано с государством и хорошая доля корпоративного сектора. О том, как создавался «Baikal -М», интересуются ли им заказчики и когда ждать дальнейших успехов в отрасли мы беседуем с генеральным директором Baikal Electronics Андреем Евдокимовым.
— Перед интервью мы почитали, что пишут про вас на различных форумах, профильных и не очень…
— Хорошее?
— Знаете, анекдот такой есть, про объявление на заборе: «Пропала собака. Колли. Рыжая. Сука. Тварь. Сволочь! Ненавижу эту страну!» Дискуссии о вашем процессоре сводятся примерно к этому — «ненавижу эту страну». Как вы думаете, почему?
— Это обычная история. Все привыкли, что ничего работоспособного в стране нет. Все привыкли, что мы ничего толкового произвести не можем, разработать не можем: это либо совсем война-война, либо ничего. Плюс есть завышенные ожидания, что если уж что-то и делать, то делать лучше всех в мире. Вот тогда оценим нормально. Соединив эти два фактора, получаем такой результат. Но должен сказать, что комментарии бывают достаточно здравые, когда люди говорят, что мы сделали нормальный понятный продукт, не пытаемся изобразить, что он может всё лучше всех и что он дешевле всех.
— А сами вы как считаете? Что вы сделали по сравнению с мировыми аналогами?
— У нас, конечно, есть мнение, но оно предвзятое. Мы не говорим, что это какой-то великий процессор, что он лучше топовых «Интелов» и так далее. Это производительный процессор, очень хорошо интегрированный. Благодаря этому на базе него можно делать рабочие станции, которым не требуется экстрапроизводительность. Условно говоря, если вы будете на рабочей станции запускать сложные инженерные пакеты, то вам производительности Baikal-M будет мало. А если вы работаете в офисных приложениях: проверяете почту, пишете письма, редактируете документы, для чего и используется 95 процентов рабочих станций, — то этого вам будет более чем достаточно.