Президенту Путину на бесспорном примере показали, как уничтожается педагогическое образование. На заседании президентского Совета по русскому языку профессор Воронежского университета Кольцова в кратком и очень сдержанном по тону выступлении сообщила, что «процесс ликвидации кафедр русского языка… близок к своему завершению, то есть к ликвидации классического филологического образования — по крайней мере в региональных вузах». Уже не просто в школах не хватает словесников — их и готовить-то стало негде. В частности, сказала профессор Кольцова, на приём в магистратуру филфака ВГУ на этот и следующий годы «спущено» по шесть бюджетных мест, а размер группы в магистратуре должен быть не меньше двенадцати. Как же так, спрашивает президент у министра образования Котюкова, только-только доложившего, что «цифры приёма не снижаются»? Тот привычно завёл, что-де группа формируется не из одних бюджетников, но и из тех, кто учится за свои деньги или на средства работодателей… Каких работодателей, перебивает Путин, по русскому-то языку — муниципалитетов, что ли? Министр сослался на некие «статистические данные», но президента ими ничуть не успокоил: «Плохо, что вы основываетесь на голых статистических данных, не понимая, что происходит на земле».
Президент недооценивает министра. Всё тот прекрасно понимает; но на вопрос, как же можно давать шесть мест, запретив наперёд группы меньше двенадцати, вслух ответить — нельзя. Единственный теоретически возможный ответ: «Да, что-то мы здесь нахомутали, сейчас разберёмся» — мог бы выручить министра только в беседе тет-а-тет. Но произнеси Котюков такое при знающих людях (хоть на том же Совете по русскому языку), ему тут же накидали бы кучу доводов, подтверждающих, что здесь не случайный огрех, а элемент настойчиво проводимой министерством политики.
Началом её можно считать перевод педобразования (и не только его, конечно, но не будем отвлекаться) на две ступени: бакалавриат и магистратура. Мне не довелось видеть (слышать, читать) ни одного независимого специалиста, который одобрил бы этот шаг. Что за четыре года нормального учителя подготовить нельзя — не трудно, а нельзя, — было и остаётся абсолютно преобладающим мнением среди профессионалов. Из бакалавриата выпускают недоучителей, которых потом надо вынуждать к поступлению в магистратуру, а им некогда и неохота. Занятия даже в «дневной очной» магистратуре во многих вузах, не исключая и столичных, идут в вечернее время — желающих учиться днём не находится. Так полное высшее образование в стране (опять же: отнюдь не только педагогическое!) по факту мало-помалу становится вечерним — с автоматическим понижением качества. В регионах же оно с помощью новомодного онлайн-обучения делается по факту заочным — про качество лучше не спрашивайте.