Автору не раз приходилось писать протоколы, и это наложило неизгладимый отпечаток на его стиль. Он пишет очень подробно, но не для того, чтобы у читателя в голове возникла ясная картина, а стремясь не упустить ни одной подробности, каждая из которых может иметь решающее значение в раскрытии того или иного дела. Сам стиль демонстрирует основную черту характера профессиональную судмедэксперта — дотошность. Михаэль Тсокос берет несколько криминальных историй — в их расследовании он принимал участие — и позволяет нам увидеть то, что видел сам. Мы вместе с ним, в нашем воображении, совершаем действия, которые в своей жизни никогда не совершим. Хочется верить, что большинству из нас не придется вскрывать труп человека, тогда как для судмедэксперта это повседневная работа: «Мы, судмедэксперты, можем вскрыть тело и череп умершего. И в буквальном смысле слова заглянуть в голову к другим людям. Но мысли и чувства, что в течение жизни лишали человека покоя, могут быть реконструированы исключительно фрагментарно, несмотря на весь прогресс науки».
Иррациональность совершаемых преступлений — парадокс, которому Тсокос не перестает удивляться. Почему политик, сумевший за время своей карьеры завоевать симпатии и избирателей, и журналистов, вдруг убивает однопартийца: тот стал предметом его страсти и не ответил взаимностью. Он совершает убийство в доме жертвы, помещает труп в чемодан и приносит домой, достает из него тело, проводит с ним некоторое время, и это общение его и в самом деле радует. Но потом, видимо осознав безвыходность ситуации или еще по каким-то причинам, совершает самоубийство. Зачем? Тсокос пытается распутать этот клубок, однако мы понимаем, что его рассуждения всего лишь предположение, попытка вписать иррациональное явление в привычную картину мира. Да, на все есть причина. Но не всегда та, что бросается в глаза.
Тсокос Михаэль. Тело как улика: случаи из практики самого известного судмедэксперта Германии. — М.: Эксмо, 2019. — 352 с. Тираж 4000 экз.