Государство на всех уровнях готово закупить для нацпроектов высокотехнологичной российской продукции на 6,2 трлн рублей. Об этом заявил по итогам совещания с членами правительства вице-премьер РФ Дмитрий Козак.
Напомним, что в 2020 году, согласно проекту федерального бюджета, расходы по линии Минпромторга России составят 610 млрд рублей, к 2022-му они вырастут до 765 млрд, но большая их часть пойдет на субсидирование ключевых отраслей — космической, авиа- и автомобилестроения, производителей сельхозмашин и т. д. Доля госзакупок как таковых не так уж и велика. Однако, похоже, 6,2 трлн — это сумма, которую потратит государство на высокотехнологичную продукцию в целом. «В данном случае имеются в виду не только госзакупки по 44-ФЗ, но и закупки, которые по 223-ФЗ делают госкорпорации, компании с госучастием, ГУПы и так далее. Речь идет о бюджетах всех уровней и о бюджетах внебюджетных фондов», — говорит Светлана Солянникова, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ.
Правительство собирается так настроить систему госзакупок, чтобы окончательно закрыть лазейки для использования зарубежной продукции, если в конкурсе участвует отечественный производитель. Иностранных конкурентов станут либо отваживать с помощью цены: от их изначального предложения в случае заключения госконтракта будет отниматься 15% (для радиоэлектронной промышленности 30%), либо подключать механизм «третий лишний», когда при наличии двух отечественных производителей зарубежные вообще не рассматриваются.
Аналитики сходятся в том, что самый правильный способ распределения государственных средств — открытый аукцион с понятными правилами участия в нем. Но есть проблема: по многим позициям среди отечественных производителей конкуренция или мала, или отсутствует совсем. Впрочем, Дмитрий Козак уверяет, что правительство оценило возможности российской промышленности и убедилось: если рассматривать в натуральном выражении, 83% высокотехнологичной продукции производится в России и может быть приобретено в рамках государственных и муниципальных закупок. «Радиоэлектроника — возможно, но верится с трудом, памятуя о недавнем банкротстве отечественного производителя микроэлектроники “Ангстрем-Т”, — считает руководитель направления “Финансы и экономика” Института современного развития Никита Масленников. — А вообще, направлений много: это спецхимия, композитные материалы, станкостроение». Перспективны также отрасли, смежные со строительством высокоскоростных магистралей, где есть потребность в локализации. Кроме того, месяца два-три назад было заявлено о необходимости конверсии оборонных производств, так что средства стоило бы направить и в эту сферу.