По данным Международной ассоциации робототехники (IFR), объем продаж в мировой индустрии промышленных роботов по итогам 2018 года поставил рекорд: 422 тыс. штук на сумму 16,5 млрд долларов. В этом году IFR рекорда не ожидает, но в последующие два года прогнозирует рост рынка более чем на 20%.
Увы, Россия остается в стороне от этих процессов.
На два порядка меньше
По оценке Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), объем рынка промышленных роботов в России в 2018 году составил 2,5 млрд рублей. Рынок всех робототехнических систем в стране примерно втрое больше и составляет порядка 7,5 млрд рублей. В 2018 году у нас было продано 860 промышленных роботов, в этом ожидается рост, и есть надежда, что планку в одну тысячу штук мы все же преодолеем. И укрепим тем самым свое место в конце третьей десятки мирового рейтинга (по данным IFR), едва опередив Индию. На десять тысяч работников в России приходится всего пять роботов, тогда как среднемировое значение — 85. Если же рассматривать картину более детально, то разрыв выглядит устрашающе: в Южной Корее (лидер рейтинга) на десять тысяч работников приходится свыше 700 промроботов, в США — около 200, а среднеевропейский показатель превышает 100 роботов.
Вне зависимости от страны основным потребителем промышленных роботов является автомобильная промышленность, будь то высокотехнологичные Соединенные Штаты или же развивающийся Вьетнам. Россия не исключение, основные покупатели робототехнических комплексов — автопроизводители, локализующие свое производство в нашей стране (около 44%).
Второй мировой потребитель промышленных роботов — производство электрики и электроники. В мировой структуре потребления эта отрасль занимает примерно 20% от общего числа установленных промышленных роботов. Но если автомобилестроение у нас еще как-то локализуется и развивается, то с электроникой все более грустно и намного сложнее.
Почему не вкалывают роботы
Причин того, что роботизация до сих пор так и не прижилась в России, несколько, и какая из них главная, не могут определить даже отраслевые аналитики.
«Роботизация ради роботизации невозможна, — уверен генеральный директор Volvo Construction Equipment (производитель дорожной техники) в России и странах СНГ Андрей Комов. — Для этого необходим продукт, который благодаря наличию спроса изготавливается крупными сериями, в том числе с применением роботов». Они позволяют снизить затраты на производство, за счет снижения влияния человеческого фактора повысить качество продукта и таким образом сделать его более конкурентоспособным. Например, при изготовлении дорожно-строительной техники промышленные роботы применяются только на заводах с довольно большими объемами производства. В ином случае возникли бы сложности с окупаемостью. Однако, по словам Андрея Комова, объем российского рынка дорожно-строительной техники совсем небольшой — порядка 10–15 тыс. машин, потому и показатели приобретения промроботов низкие. Для сравнения: на один только Китай приходится 500 тыс. единиц техники.