В последние годы на всех продовольственных рынках упаковка становится важным элементом продвижения продуктов и конкурентной борьбы между игроками. Как считают производители, в настоящее время многие потребители задумываются об экологии, так как уверены: больше мусора возникает не в результате выбрасывания продуктов питания, а от их упаковки. Совсем не упаковывать продукцию нельзя, а расфасовывать то же мороженое, как в советское время, крупными партиями в картонные коробки не позволяют современные технологические нормативы и требования.
Для мороженого качественная упаковка важна прежде всего с точки зрения сохранности самого продукта. Расфасовывать мороженое в бумагу, как предлагают сегодня отдельные защитники окружающей среды, невозможно — она быстро размокает. Если и используют в производстве бумагу, то крафтовую — она воспринимается как «бумажная», но при этом многослойная, что сохраняет органолептику конечной продукции. Более простую упаковку не берут и по причине гигроскопичности: по своей структуре мороженое воздушное, поэтому впитывает любые сторонние запахи. Особенно неприятным для мороженого может быть товарное соседство — к примеру, если в холодильник в торговой точке рядом с мороженым положить рыбу, то вскоре вся продукция, если она неправильно упакована, будет пахнуть рыбой.
Некоторые предприятия начинают отказываться от излишнего пластика в своей продукции. «В Европе использованную упаковку от товаров моют, сортируют, затем она уходит на переработку. У нас же в России этого не делают. Поэтому пока все, что мы можем сделать как производители, — это максимально уйти от пластиковых составляющих, которые точно не перерабатываются. К примеру, если год назад под каждой крышечкой мороженого мы размещали пластиковые ложечки, то теперь мы перестали их заказывать. Наша цель не сэкономить на производстве или причинить неудобство покупателям, а снизить нагрузку от пластика на природу. Мы объясняем покупателям, для чего пошли на этот шаг, и многие нас поддерживают. А если кому-то хочется съесть мороженое тут же, то в супермаркетах рядом с нашей продукцией всегда есть бесплатные деревянные ложечки», — рассказывает сооснователь компании Ice Box (Тольятти) Мария Майданюк. В настоящее время ее компания находится в поиске альтернативной упаковки — одновременно функциональной, которая сохранит свойства продукта, и не причиняющий вред окружающей среде, полностью разлагающейся. Однако компания сталкивается с тем, что упаковка нового типа или слишком дорога, или же поставщики не готовы обеспечить стабильность поставок.
Так или иначе, но производители постепенно уходят от простых решений, ищут новые варианты дизайна, используют более экологичные материалы, позволяющие подчеркнуть экологичный состав продукта.
В ближайшем будущем, по словам Марии Майданюк, в России может появиться принципиально новый продукт — герметично упакованная жидкая смесь для мороженого, которую можно хранить в магазине на полке при комнатной температуре. Чтобы получить холодное лакомство, достаточно положить смесь дома в морозилку. Совсем недавно была разработана новая концепция, которая позволяет производить такое мороженое, используя уже имеющееся оборудование: жидкая смесь на основе молока заливается в асептическую упаковку, которая герметично запаивается. Обычно смеси для приготовления мороженого нельзя хранить в незамороженном виде без нарушения микробиологии товара, но упаковка Tetra Pak и способ налива с полным сохранением асептики позволяют устранить это препятствие. Сейчас эта новинка активно дорабатывается и в скором времени будет представлена потребителям.
Наиболее передовые взгляды относительно ответственного подхода к упаковке демонстрируют транснациональные компании. Так, недавно Unilever объявила о новой стратегии в области управления полимерной упаковкой: к 2025 году компания планирует перейти на использование полимерной упаковки, 100% которой будет пригодно для переработки, использования в качестве вторичного сырья или компостирования. К этому времени крупнейший игрок намерен использовать 25% полимерной упаковки из переработанных материалов. «В России уже сегодня вся однослойная полимерная упаковка, используемая “Инмарко” (зонтичный бренд мороженого Unilever в России) как для порционного мороженого, так и для мороженого, выпускаемого в семейном формате, пригодна для переработки. Что касается сложносоставной упаковки, то мы ведем активную работу над ее совершенствованием, а также над тем, чтобы технологии ее переработки были доступны в нашей стране», — рассказывает руководитель пресс-службы Unilever Ирина Антюшина.
Кроме того, в Unilever обращают пристальное внимание и на маркировку пищевой продукции, которую наносят на упаковку. В прошлом году компания стала первой, кто добровольно присоединился к пилотной программе Роспотребнадзора по добровольной маркировке «Светофор» (ведомство обеспокоено ростом заболеваний из-за неправильного питания). Производители мороженого стали первыми, кто поддержал эту инициативу ведомства. Условно говоря, на упаковке красным цветом помечаются наиболее вредные для организма продукты, желтым цветом — средние или близкие к норме по вредности продукты, а зеленым — полезные. В результате компания нанесла подобную индикацию на 11 наименований своего мороженого, выпускаемого под торговыми марками Carte D’Or, Ekzo и Max. У всех маркированных наименований, согласно шкале значений, указанной в методических рекомендациях, низкое содержание всех показателей — трансизомеров жирных кислот (в продукции Unilever они отсутствуют), жиров, насыщенных жирных кислот и соли, кроме добавленного сахара (он на среднем уровне).
В компании рассказывают, что до конца 2018 года маркированная продукция уже была доступна в магазинах торговой сети «Перекресток» (холдинг X5 Retail Group). За период реализации пилотной программы было продано несколько миллионов единиц маркированного мороженого, возникала потребность в дополнительной печати маркировочных стикеров сверх запланированного объема на фоне повышенного спроса на маркированную продукцию.
В апреле 2019 года Unilever приняла решение включить цветовую маркировку в качестве постоянных графических изображений (вместо стикеров) на упаковках своего мороженого (торговые марки Ekzo и Max). Первым переход на новый дизайн упаковки осуществит бренд Ekzo, который уже в июле этого года выпустил свои наименования мороженого семейного формата (весом 520 граммов) с обновленной графикой. Таким образом, участие Unilever в программе маркировки приобретает всероссийский масштаб, новые наименования будут продаваться во всех торговых точках страны на постоянной основе.