В минувшем году многие отечественные предприниматели в развитии занимали осторожно-консервативную позицию — новых проектов не запускали, инвестировали лишь по необходимости, закрывали неэффективные проекты. Особенно это было заметно по игрокам рынка, работающим на конечных потребителей. Заморозка проектов и низкая инвестиционная активность запланирована и на 2020 год. Тем не менее есть компании, которые считают необходимым принимать активные действия даже не для того, чтобы сильно вырасти, а чтобы сохранить то, что есть. Одна из них — Ивановский текстильный холдинг «Нордтекс», который специализируется на производстве тканей, спецодежды и домашнего текстиля. Ее владелец и генеральный директор Юрий Яблоков уверен: сегодня, чтобы оставаться на месте, нужно бежать быстрее, а развитие новых направлений деятельности и дополнительные инвестиции позволят избежать падения оборотов. В интервью «Эксперту» Юрий Яблоков подводит итоги минувшего года, рассказывает об особенностях государственного регулирования текстильной промышленности, о работе с потребителями и, главное, о желании масштабировать бизнес.
— Юрий Сергеевич, что происходит со спросом на вашу продукцию? С какими результатами вы закончили год?
— Рынок домашнего текстиля напрямую связан с покупательной способностью населения. И настроения у торговых сетей, которые являются для нас основным рынком сбыта, сегодня не очень радужные. Многие ритейлеры отмечают сокращение продаж по всей нашей категории: к примеру, если говорить о постельном белье, то это как минимум минус десять процентов от уровня продаж предыдущего года. Скорее всего, в ближайшей перспективе падение потребительского спроса не остановится — потребительские траты сегодня больше напоминают вынужденную меру.
Рынки спецтканей, спецодежды, на которых мы также представлены, напротив, мало зависят от платежеспособного спроса населения. Такую продукцию приобретают в основном крупные компании и госкорпорации. По их закупкам можно судить об общей экономической ситуации в стране. Сейчас ситуация обычная: нет серьезного падения или роста продаж. Возможно, в целом направление спецтканей и спецодежды снижается, но оно компенсируется действиями властей. К примеру, начиная с 2014 года правительство активно использует протекционистские меры, жестко регулируя эти рынки: принят ряд постановлений, обязывающих компании приобретать больше отечественной продукции. Поэтому у российских производителей нет ощущения падения сбыта.