«В своем ежегодном послании Федеральному собранию России Владимир Путин встряхнул страну и ее политический класс» — так начинается статья в The New York Times, посвященная анализу речи российского президента и последовавших вслед за ней кадровых перестановок в правительстве. Что послание Путина было наполнено «драматичными заявлениями», отметило почти каждое западное издание. Впрочем, таким же общим рефреном стала мысль, что предложенные президентом конституционные изменения направлены лишь на сохранение власти Владимира Путина после 2024 года.
«Президент закладывает фундамент, готовясь к транзиту в 2024 году, который, по мнению экспертов, вероятно, приведет к тому, что он откажется от президентства, но останется доминирующим политическим деятелем России в усиленной роли премьер-министра или в Государственном совете», — пишет, например, The Guardian.
Кроме того, западные журналисты отмечали и значительный акцент, сделанный президентом на текущем социально-экономическом состоянии страны, которое все последние годы ухудшалось в связи с западными санкциями и низкими ценами на нефть, в то время как внешнеполитическую ситуацию, в частности на Украине, Путин не затронул вовсе. «Он отметил, что существует “потребность в переменах”, — это само по себе является интересным наблюдением для человека, находящегося у власти в течение двадцати лет», — саркастически замечает британское издание The Independent.
Нового премьер-министра Михаила Мишустина в целом оценивали как опытного технократа. В июле прошлого года The Financial Times даже сделала ему своеобразный комплимент, назвав нового главу правительства the taxman of the future («сборщик налогов будущего») — за внедренный им компьютеризированный подход к налогообложению в реальном времени.
Не обошлось и без масштабных геополитических обобщений, выжатых из посвященного, казалось бы, исключительно внутренней повестке послания президента.
«Предпринимая шаги, чтобы усилить свою власть, Путин посылает сигнал и всему миру, — высказался один из комментаторов на CNN. — И если последние несколько лет чему-то нас научили, так это тому, что Россия готова пойти на все, чтобы выступить прямым конкурентом за влияние на мировой порядок под руководством США и создать еще больше головной боли для Америки и ее союзников».