С первых дней своего существования компания Netflix пошла по инновационному пути: вместо того чтобы открыть еще один салон видеопроката, стартаперы решили отправлять DVD по почте. Любой желающий мог выбрать фильм и получить его, не выходя из дома: каталог видеосервиса разместили в интернете уже в 1998 году. Причем клиент платил не за каждый диск по отдельности, а вносил ежемесячную плату, получая неограниченный доступ к каталогу. Несмотря на скепсис, с которым в первые годы встретили компанию конкуренты, такая бизнес-модель в итоге сработала. Создатели Netflix смогли предвидеть будущее в мире новых технологий, и ставка оказалась верной. Дополнительным бонусом стал также сбор гигантского объема данных о предпочтениях зрителей. Netflix теперь не только отслеживает, какой фильм самый популярный (это, в конце концов, можно узнать и по сборам), но и строит модель поведения зрителей, предугадывая их интересы.
Netflix стал лидером в производстве контента в 2016 году, выпустив 126 оригинальных сериалов и фильмов и не снижая при этом планку качества, о чем свидетельствуют полученные в том же году 56 премий «Эмми». Сомнения относительно того, стоит ли номинировать фильмы Netflix на важнейшие в индустрии премии, испарились всего за несколько лет. В прошлом году ленты компании получили 15 номинаций на «Оскар», включая самую престижную — «За лучший фильм». Это означает, что Netflix не только стал самым влиятельным заказчиком для американских киностудий, но и в число его подписчиков вошли сами участники Академии киноискусств США. Для студий номинация на «Оскар» — долгая, трудная и дорогостоящая работа по продвижению фильма. Им надо убедить несколько тысяч членов киноакадемии, что нужно посмотреть именно их фильм, затем организовать показ, устроить по этому случаю ужин. В случае Netflix все происходит само собой.
Скорость имеет значение
В начале 2010-х скорость передачи данных в интернете наконец достигла уровня, когда стало возможно смотреть фильмы онлайн в хорошем качестве. Необходимость искать редкую премьеру или идти в видеопрокат отпала, и по всему миру стали появляться тысячи ресурсов, предлагающие онлайн-просмотр как пиратских новинок, так и добротной классики. Тогда, после крупного успеха «Аватара» Джеймса Кэмерона, многие студии верили, что только 3D-фильмы спасут традиционные кинотеатры — в первую очередь от пиратства и сопутствующих убытков. Просто потому, что все остальное можно получить дома. Онлайн. Без регистрации и СМС. Однако 3D-технология забуксовала, не оправдав себя, а зрители продолжали ходить в кинотеатры, но все больше на крупные франшизы — фильмы по комиксам Marvel и DC стали поистине символом кинодесятилетия. Одна лишь франшиза «Мстителей» принесла Marvel более 17 млрд долларов.