Открытие китайских бирж после новогодних каникул 3 февраля сопровождалось резким падением индексов. SSEC (Shanghai Composite, основной индекс Шанхайской фондовой биржи) в этот день упал на 8,73% (с 2976,53 до 2716,70 пункта), на следующий день падение продолжилось. Впрочем, далее SSEC начал восстанавливаться, и на момент сдачи этого номера в печать (7 февраля) всего на 3,38% недотягивал до предпраздничного значения. В свою очередь, индекс S&P 500 с 23 по 31 января снизился на 3% (с 3325,54 до 3225,52 пункта). После чего тоже начал восстанавливаться, а 6 февраля оказался даже на 0,6% выше показателя 23 января, когда началась паника из-за эпидемии.
Основной причиной таких скачков были новости о развитии ситуации с коронавирусом в Китае. Страхи по поводу замедления китайской экономики и, как следствие, экономики всех остальных стран из-за эпидемии легли на благодатную почву. В январе МВФ понизил прогноз роста мировой экономики на 2020 год с 3,4 до 3,3%, на 2021 год — с 3,6 до 3,4%. Вместе с перспективами роста мировой экономики снижается спрос на нефть и, соответственно, ее цена. Как результат, недавно о падении годовых и квартальных прибылей помимо Shell и Exxon Mobil объявил и Chevron.
Ничего не ясно
Ситуация с коронавирусом в Китае все еще остается неопределенной — и именно эта неопределенность и провоцирует повышенную волатильность рынков, когда они реагируют на любое сообщение, даже неподтвержденное. Впрочем, если смотреть на официальные цифры и сообщения властей Китая, то ситуация за пределами Уханя постепенно берется под контроль. Продленные до 10 февраля праздники скоро завершатся, и компаниям нужно будет срочно восстановить работу. В то же время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупреждает, что еще слишком рано делать прогноз относительно распространения коронавируса: препаратов с доказанной эффективностью все еще нет, а разработка вакцины займет несколько месяцев.