Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, утвердил Стратегию развития электронной промышленности. Однако вопросов, в каком направлении и за счет чего будет развиваться отрасль, пока больше, чем ответов.
В частности, не ясно, нужно ли в России выстраивать всю технологическую цепочку, от технологий и производства средств производства до конечной продукции, как избавляться от импортозависимости и обеспечить спрос на отечественную продукцию внутри страны.
Тем не менее факт принятия стратегии участники рынка восприняли с оптимизмом: программного документа ждали давно, а возможность вносить в него изменения прописана в самом тексте, так что по мере реализации Стратегию можно будет дорабатывать.
Что нам стоит план построить
Структурно отечественная электронная промышленность состоит из трех основных групп — организации с государственным участием, частные российские компании и организации с иностранным капиталом. На компании с госучастием (более половины из них относятся к ОПК) приходится основная часть выручки предприятий отрасли — 55%. Остальное примерно поровну обеспечивают частные российские предприятия и компании с иностранным капиталом. Согласно подписанному документу, к 2030 году доля отечественной электронной промышленности в ВВП страны должная удвоиться.
Целевой сценарий стратегии предполагает, что в это же время среднегодовой рост российской экономики составит 3,1–3,2%. По данным Росстата, в 2019 году рост ВВП замедлился почти вдвое и составил 1,3% (2,5% в 2018 году). В нынешнем году ожидается небольшой рост — на уровне 1,7%, до целевого показателя далековато.