Доля российской электронной промышленности в мировой недотягивает и до процента. Для страны, претендующей на сколько-нибудь заметное место в мире, это неприемлемо. Прежде всего потому, что сегодня сложно найти промышленное оборудование без электронных деталей, управляющих и направляющих его работу. Так что это основа основ. Фундамент.
А как можно построить что-либо на фундаменте, который вам не принадлежит и который в любой момент может быть разрушен собственником?
Российские власти в очередной раз озаботились ситуацией: одним из первых документов, подписанных новым премьером Михаилом Мишустиным, стало распоряжение об утверждении стратегии развития российской электронной промышленности.
Правда, стратегия должна была быть принята в срок до 31 декабря 2019 года. Именно такое поручение давал президент весной прошлого года. Разрабатывалась она в авральном режиме. И уже в августе была представлена экспертному сообществу. Директор профильного департамента Минпромторга Василий Шпак в ходе презентации документа сделал упор на то, что государство усилит поддержку российских производителей за счет увеличения субсидий на НИОКР, поддержку дизайн-центров, занимающихся созданием ПО, и ряда других мер.
В конце минувшей недели компания Samsung официально объяснилась по поводу отключения ряда функций у смарт-телевизоров в России. Ранее в социальных сетях появлялась информация от пользователей, телевизоры которых внезапно перестали выходить в интернет и запускать ранее нормально работающие приложения. Телевизоры не сломались — Samsung просто заблокировал смарт-функции, так как эти устройства, хоть и были куплены пользователями в России, на самом деле предназначались к продаже в других регионах, а для того, чтобы они могли нормально работать здесь, были «перепрошиты». Судя по всему, теперь Samsung вернул их к заводским настройкам. Удаленно. В рамках российского законодательства и заботы о пользователях, поскольку производитель не может гарантировать корректную работу и качественное сервисное обслуживание несертифицированных устройств.
То, что дистанционный доступ к электронным устройствам у производителей есть и они могут воздействовать на них, известно давно. Одно дело, когда тот же Samsung «правит» настройки «умного» телевизора, и совсем другое, когда, например, отключаются металлообрабатывающие станки, задействованные в производстве оборонной продукции. Такого рода вмешательство может быть расценено как нарушение суверенитета со всеми вытекающими последствиями.