Сальвадор Дали — первый художник, который поставил самого себя в центр собственного творчества. Каким-то непостижимым образом он понял: для того чтобы покорить мир своей живописью, недостаточно в совершенстве владеть кистью и красками. Для этого нужно создать мир, в котором он был бы режиссером и исполнителем главной роли. Желательно, чтобы этот мир был непохож ни на какой другой. Чтобы все остальные, кто попытался бы его воссоздать, навсегда оставались бы вторичными. До сих пор никто не смог его превзойти. Возможно, он просто был самим собой, и тот нарциссизм, который он с такой страстью культивировал в самом себе, был всего лишь частью его индивидуальности.
Дали удалось оказаться в нужном месте в нужное время. Едва ли не на протяжении всей жизни ему сопутствовала удача. Подобно своему соотечественнику Пикассо, он стал родоначальником направления в живописи. И как Пикассо не позволил никому превзойти себя в кубизме, так и Дали воплотил концепцию сюрреализма в живописи самым совершенным образом.
Выставка, организованная фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже, включает в себя сто восемьдесят работ Сальвадора Дали и позволяет наблюдать творчество художника на протяжении всей его жизни. Мы видим его ранние работы — еще импрессионистические, видим работы, написанные в период обучения в Академии изящных искусств в Мадриде, где он пробует себя в жанре кубизма. Мы видим одну из самых известных его сюрреалистических работ, икону жанра — «Мягкий автопортрет с жареным беконом». В какой-то момент Дали обращается к творчеству предшественников и примеряет на себя их стиль. Отдельный зал посвящен серии акварельных иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, написанных в уже поздний период творчества, когда Дали мог позволить себе создавать работы несколькими взмахами кисти. Мы видим сразу нескольких Дали, и каждый из них может быть бесконечно далек от остальных. Одно из развлечений, доступных зрителю на выставке, — наблюдение за тем, как один Дали превращается в другого.
Но прежде всего мы погружаемся в его странный мир, в котором все приобретает невиданные очертания. Мы видим мир, каким мы никогда его не видели. Мир, который невозможно объяснить. Он бесконечно разнообразен. Дали каким-то образом удалось вытащить его из себя и показать его всем остальным. Своими картинами он каждый раз демонстрирует запредельное мышление и дает бесконечный простор для интерпретации. Он сочетает несочетаемое, оставаясь при этом максимально убедительным. Одно из самых впечатляющих его открытий — визуальное воплощение метафоры текучести времени: узнаваемые «расплавленные» часы, самый расхожий его образ, почти иконический. Снова и снова Дали удивляет своей филигранной техникой. Это один из главных секретов его убедительности. Дали — гениальный рисовальщик, и это оправдывает любую его фантазию. Какой бы образ он ни хотел воплотить, он делает это с фантастическим совершенством.