Призрак консолидации мирового автопрома появился и в России: ведущий отечественный производитель грузовиков КамАЗ и группа «Соллерс» объявили о возможном создании альянса. Детали проекта пока неизвестны: заявлено, что дорожная карта развития нового объединения будет представлена до конца года.
На первый взгляд консолидация КамАЗа и «Соллерса» выглядит вполне логичной: слияние и объединение активов — тренд мирового автопрома. На фоне неустойчивости спроса на автомобили, в том числе в России, крупным компаниям вместе легче оптимизировать расходы на комплектующие, унифицировать производственные процессы, выстраивать дистрибуцию, обмениваться технологиями. КамАЗ и «Соллерс» вполне подходящие для подобной синергии компании. Первая является признанным лидером в выпуске грузовиков, с ее конвейера сходят более 30 тыс. автомобилей в год, она устойчиво контролирует треть российского рынка тяжелых коммерческих машин, имея при этом в числе крупных акционеров мирового автогиганта — немецкий концерн Daimler Truck (ему принадлежит 15% нижнекамского предприятия). «Соллерс» тоже авторитетный игрок, но уже в другой нише авторынка — в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). Этой компании принадлежит Ульяновский автозавод и три СП: с Mazda, Ford, Isuzu. В общей сложности она выпускает порядка 100 тыс. автомобилей в год и занимает не столь большую, но все же значимую долю российского рынка новых легковых машин и LCV: около 6%.
КамАЗ уже давно проявляет интерес к перспективному сегменту легких коммерческих автомобилей: в конце прошлого года в прессу просочилась информация о его проекте малотоннажного автомобиля «Компас», который, имея грузоподъемность 1,5–2,2 тонны, целится на захват доли рынка LCV, и «Соллерс» в качестве партнера развития в этом направлении подходит идеально. Группа Вадима Швецова, в свою очередь, могла бы получить от КамАЗа и его акционера Daimler как минимум новые технологии для откровенно требующего модернизации модельного ряда УАЗа.
Новость о создании альянса рынок встретил с воодушевлением: акции КамАЗа моментально подскочили в цене на 10%, «Соллерса» — на 9%. Участники рынка и наблюдатели говорят, что теперь нужно пристально следить за тем, в чем конкретно станут объединять свое развитие две компании. Риски здесь заключаются в бюрократической громоздкости управления КамАЗом (где 47% принадлежит государственному «Ростеху»), а также в нацеленности на получение очередных бюджетных средств поддержки, которые могут быть потрачены неэффективно, создав из нового объединения фикцию. В то же время публичные высказывания владельца «Соллерса» Вадима Швецова смотрятся вполне в духе времени: по его словам, компания в ближайшее время наряду с выпуском автомобилей намерена концентрироваться на оказании услуг мобильности, в том числе в секторе коммерческих автоперевозок. Речь, в частности, идет о создании телематической платформы, подключающей автомобиль к большим данным, на основе чего она будет предлагать удобные разным типам клиентов сервисы, скажем для перевозки различных грузов.